По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 378.1:338.46 (470.620) (045)

Филиалы в экосистеме российских вузов: постановка проблемы и определение перспектив

Н.А. Гаража кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой «Информатика, математика и общегуманитарные науки», Финансовый университет, Новороссийский филиал, Новороссийск, Россия
И.Н. Воблая кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник, доцент кафедры «Экономика финансы и менеджмент», Финансовый университет, Новороссийский филиал, Новороссийск, Россия

Распределенный вуз как модель образовательной экосистемы представляется перспективной и уже доказавшей свою востребованность и жизнеспособность. Филиалы и представительства ведущих вузов в регионах являются безусловными форпостами вовлечения широких и разнообразных (в половозрастном, когнитивно-ценностном отношении) социальных групп в научно-исследовательские, производственно-конструкторские практики. Более того, филиалы способны выступать ядром распространения социокультурных инициатив на местах, насытить регионы необходимыми высокопрофессиональными кадрами. Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации как ведущий вуз страны, филиальная сеть которого насчитывает 27 филиалов, реализующих программы высшего и среднего профессионального образования, играет значительную роль в формировании кадрового состава для отраслей реального сектора экономики и управленческого звена регионов. В Краснодарском крае Финуниверситет представлен двумя филиалами — в Краснодаре и Новороссийске. В настоящей статье приводятся количественные и качественные данные, раскрывающие особенности функционирования части образовательной экосистемы Финуниверситета в данном регионе.

Литература:

1. Карпенко О.М. Использование информационных технологий в управлении распределенным вузом. Экономика образования. 2018; 106 (3).

2. Petrova G.A. Сomparative analysis of classical and postmodern views on the idea of a university. Procedia — Social and Behavioral Sciences. 2015; 206.

3. Мансурова С.Е. Феномен цифровых и образовательных экосистем: гуманитарный контекст. Ценности и смыслы. 2021; 76 (6).

4. Вокуева Т.С. Образ современного российского университета в зеркале мнений преподавателей и студентов (на примере Финансового университета). Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2022; 12 (4).

5. Шабанов А.А. Распределенный вуз: организационно-правовые и методологические основы деятельности. Философия образования. 2008; 22 (1).

6. Шапкин И.Н. От средневекового к современному университету: этапы развития и концептуальные решения. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2022; 3 (12).

7. Карпенко О.М. Управление распределенным вузом: структурно-функциональный и кадровый аспекты. Москва: Издательство СГУ; 2008.

8. Гуртов В.А., Парикова Н.В., Сигова С.В. Роль филиалов вузов в обеспечении кадровой потребности российской экономики. Университетское управление: практика и анализ. 2011; (3). https://www.umj. ru/jour/article/view/609

9. Силаева А.А. Взаимодействие головного вуза с филиалами: организация эффективного информационного обмена. Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. 2010; (2).

10. Головина М.М. Некоторые аспекты оценки эффективности вузов. Социальноэкономические проблемы развития предпринимательства: региональный аспект. Материалы Международной научно-практической конференции (г. Смоленск, 18 марта 2015 г.). Смоленск: Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Санкт-Петербургский университет управления и экономики, 2015.

11. Антонова О.Г., Новичкова И.Ю. Социологическое образование в Институте социального образования (филиал) РГСУ в г. Саратове: состояние и перспективы. Под ред. Дальнова Г. В. Современное российское общество: традиции и инновации. Сборник научных трудов. Выпуск 2. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 2010.

12. Парикова Н.В., Голубенко В.А., Гуртов В.А., Сигова С.В., ред. Филиалы: прошлое, настоящее, будущее. Экономика высшей школы: аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования. Выпуск 8. Москва: Федеральный институт развития образования, 2011.

13. Савинова Л.Ф. Использование потенциала малого города в формировании духовно-нравственных ценностей студенческой молодежи. Современная педагогика: актуальные вопросы, достижения и инновации. Сборник статей победителей II Международной научно-практической конференции. Пенза: МЦНС «Наука и просвещение, 2016.

14. Карпенко О.М. Управление распределенным вузом: структурно-функциональный и кадровый аспекты. Москва: Издательство СГУ, 2008.

15. Козлова О.А., Евтушенко Н.С. Вуз в системе факторов развития малого города. Журнал экономической теории. 2016; 4.

16. Есенкова Г.А., Щербаков Д.Б., Седых Н.И. Целевая модель научно-исследовательской и проектно-консалтинговой деятельности в Курском филиале Финансового университета. Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2023, 67 (1).

Образование является основой и главным критерием оценки прогресса каждого отдельного сообщества, аккумулируя систему знаний, умений и практических навыков человечества для целенаправленного процесса развития когнитивных способностей поколений, формирования научного отношения к миру, связывания знаний с практической и профессиональной деятельностью. Высокий уровень знаний положительно влияет на производительность, инновации, демократизацию и социальную сплоченность, а также определяет качество жизни.

На протяжении нескольких десятилетий новейшей истории нашего государства система образования, в том числе высшего, переживала ряд серьезных реформ, институциональных и организационных перестроек, обновления методического арсенала педагога. Тем не менее стратегия повышения качества образования оставалась неизменной. Так, одной из ключевых задач высшего образования является создание необходимых условий для формирования образованной, творчески состоятельной, с активной гражданской позицией, личности, готовой созидать в своей профессиональной деятельности и в окружающей социальной действительности.

Настоящий этап анализа и прогнозирования развития системы высшего образования аккумулировал лучшие образцы и современные запросы к университету, предложив четыре основные модели: исследовательский университет, сетевой, предпринимательский и цифровой университет. Безусловно, определяющим созидание современной системы образования фактором выступает информатизация, которая в том числе расширяет ядро вовлеченности в актуальные познавательные, исследовательские, творческие и т.д. процессы посредством реализации принципа доставки знаний обучающимся. Поэтому и современный вуз максимально ориентирован на предоставление таких перспектив обучающимся, как обучение по месту жительства, возможность выбора образовательной программы / преподавателя, проектирование обучающимся собственной траектории обучения [1, с. 22].

В то же время утрата элитарности высшего образования, растущая технократия мышления закономерно вызвали новую волну дискуссии о гуманитаризации университетского образования. К сожалению, в постмодернистском обществе образование в целом и университетское образование в частности все больше и больше встраивается в процессы коммерциализации и рынка, традиционно никогда ему не присущие. При этом нельзя допустить существенного снижения уровня образования, университет должен поддерживать высокие стандарты в своих стенах [2]. Высшее образование должно одновременно выступать инструментом образования и воспитания широких масс населения государства, сохраняя и реализуя при этом задачу подготовки высококвалифицированных кадров.

Для Цитирования:
Н.А. Гаража, И.Н. Воблая, Филиалы в экосистеме российских вузов: постановка проблемы и определение перспектив. Юрист ВУЗа. 2025;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: