По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 376.1 DOI:10.33920/MED-12-2312-05

Фенотипическое проявление нейрофизиологического уровня регуляции зрительного восприятия у человека и методы коррекции его нарушений

Козурова Алла Владимировна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского», Россия, 248023, Калужская область, г. Калуга, ул. Степана Разина, 26, 8 (917) 501‑39‑95, https://orcid.org/0000‑0003‑0995‑2932

Фенотипическое проявление нейрофизиологического уровня регуляции зрительного восприятия у человека имеет многочисленные проявления. Дислексия — неврологическое расстройство, связанное с избирательным нарушением способности к овладению навыками чтения и письма при сохранении общей способности к обучению. Выделяют два приоритетных подхода в изучении проблемы дислексии — фонологический и зрительный. В рамках данного исследования рассмотрим оптико-пространственные нарушения, нарушения планирования зрительной информации, синдром скотопической чувствительности, особенности зрительного гнозиса, зрительно-моторные нарушения и диспраксию. В 5–6-летнем возрасте у детей начинает формироваться навык письма и чтения, у кого-то этот процесс проходит легко, и ребенок не испытывает трудностей освоения этих процессов. В то же время некоторые дети испытывают затруднения освоения чтения и письма и в 8–9-летнем возрасте. Изучены особенности мозговых механизмов, лежащих в основе процессов чтения и письма с помощью метода ЭЭГ и нейродиагностики, рекомендованы наиболее эффективные методы коррекции на нейрофизиологическом и педагогическом уровнях. Полученные данные из проведенных исследований расширяют наше понимание о том, как нейрофизиологические механизмы влияют на трудности в обучении у детей с нормальным уровнем IQ. Это имеет важное значение для нашей способности эффективно корректировать и предотвращать такие проблемы.

Литература:

1. Агаркова Н. Г. Трудности формирования навыка письма у младших школьников Текст. / Н. Г. Агаркова // Реализация практической направленности в учебном процессе начальных классов школы: межвуз. сб. науч. тр. Владимир, 1989. — С.34–41.

2. Мачинская Р. И., Лукашевич И. П., Фишман М. Н. Динамика электрической активности мозга у детей 5–8‑летнего возраста в норме и при трудностях обучения. Физиология человека. 1997. 23 (5): 5–11

3. Алтухова Т. А. Коррекция нарушений чтения у учащихся начальных классов с трудностями в обучении Текст./ Т. А. Алтухова; Белгор. гос. ун-т. Белгород: Издво Белгор. ун-та, 1998. — 113 с.

4. Бенько Л. А. Комплексный подход к оценке и коррекции расстройств письменной речи Текст. / Л. А. Бенько // А. Р. Лурия и психология 21 века.: тез. сообщ. второй междунар. конф., посвящ. 100‑летию со дня рождения А. Р. Лурия. М., 2002. — С. 12.

5. Григорьева Л. П. Психофизиологическая диагностика нарушений зрительного восприятия у детей, поступающих в школу Текст. / Л. П. Григорьева // Дефектология. 1995. — № 5. — С. З.

6. Семенова О. А., Мачинская Р. И. Возрастные преобразования познавательных функций у детей в возрасте от 5 до 7 лет: нейропсихологический анализ/ Культурно-историческая психология, 2012. № 2. С.20–29)

1. Agarkova N. G. Trudnosti formirovaniia navyka pisma u mladshikh shkolnikov [Difficulties in developing writing skills in younger schoolchildren] Text. / N. G. Agarkova //Realizatsiia prakticheskoi napravlennosti v uchebnom protsesse nachalnykh klassov shkoly [Implementation of practical orientation in the educational process of primary school classes]: interuniversity collection of scientific works. Vladimir, 1989. — P. 34–41. (In Russ.)

2. Machinskaia R. I., Lukashevich I. P., Fishman M. N. Dinamika elektricheskoi aktivnosti mozga u detei 5–8‑letnego vozrasta v norme i pri trudnostiakh obucheniia [Dynamics of electrical activity of the brain in children 5–8 years of age in normal conditions and with learning difficulties]. Fiziologiia cheloveka [Human Physiology]. 1997. 23 (5): 5–11. (In Russ.)

3. Altukhova T. A. Korrektsiia narushenii chteniia u uchashchikhsia nachalnykh klassov s trudnostiami v obuchenii [Correction of reading disorders in primary school students with learning difficulties] Text / T. A. Altukhova; Belgorod State University. Belgorod: Belgorod University Publishing House, 1998. — 113 p. (In Russ.)

4. Benko L. A. Kompleksnyi podkhod k otsenke i korrektsii rasstroistv pismennoi rechi [An integrated approach to the assessment and correction of written language disorders]. Text. / L. A. Benko // A. R. Luriia i psikhologiia 21 veka [A. R. Luria and psychology of the 21st century]: abstracts of the second international conference, dedicated to the 100th anniversary of the birth of A. R. Luria. М., 2002. — P. 12. (In Russ.)

5. Grigorieva L. P. Psikhofiziologicheskaia diagnostika narushenii zritelnogo vospriiatiia u detei, postupaiushchikh v shkolu [Psychophysiological diagnosis of visual perception disorders in children entering school] Text. / L. P. Grigorieva // Defektologiia [Defectology]. 1995. — No. 5. — S. Z. (In Russ.)

6. Semenova O. A., Machinskaia R. I. Vozrastnye preobrazovaniia poznavatelnykh funktsii u detei v vozraste ot 5 do 7 let: neiropsikhologicheskii analiz [Age-related transformations of cognitive functions in children aged 5 to 7 years: neuropsychological analysis] / Kulturno-istoricheskaia psikhologiia [Cultural and Historical Psychology]. 2012. No. 2. P. 20–29. (In Russ.)

Зрительное восприятие, как и любой другой вид восприятия, является активной психической деятельностью и включает ряд операций:

• кодирование и анализ зрительных сенсорных сигналов;

• обработка и запечатление информации;

• опознание и категоризация;

• оценка значимости в конкретной ситуации.

Зрительное восприятие как активный процесс не может происходить без участия движения и произвольного внимания.

Зрительное восприятие непосредственно связано:

• со зрительно-моторными координациями (точность движения, равновесие, письмо);

• зрительно-пространственными функциями (умение ориентироваться в пространстве, в пространстве листа, квазипространственных словах и предлогах).

При дислексии, физиологическом нарушении, ребенок имеет трудности распознания знаков и символов, букв, цифр, нот. Кроме этого, ребенок с дислексией склонен к образному мышлению. Абстрактные слова, слова, обозначающие величины, слова-наименования, слова с неизвестным лексическим значением и другие слова, под которыми нет конкретного зрительного образа, вызывают трудности смыслового понимания и в устной, и в письменной речи у детей без нарушения умственных способностей. Главным отличием дислексии от других расстройств является несоответствие между фактическими и ожидаемыми навыками чтения/правописания с учетом хронологического возраста и коэффициента интеллекта (IQ). Коэффициент интеллекта не должен превышать два стандартных отклонения (ВОЗ, 1994). Дислексию связывают с незрелостью мозговых механизмов, которые могут быть результатом нарушения любого из компонентов функциональной системы чтения и письма, таких как: операции по переработке слуховой, кинестетической, зрительной и зрительно-пространственной информации; серийная организация движений, программирование и контроль деятельности; избирательная активация [1]. Использование данных физиологических исследований для коррекции дислексии и разработки индивидуальных подходов для каждого ребенка является значимым шагом в области образования и педагогики. К тому же проведение профилактической работы в раннем возрасте действительно может предотвратить будущие проблемы в обучении, что оказывает долгосрочное влияние на успехи детей в школьном возрасте и в дальнейшей жизни. Данное исследование вносит важный вклад в развитие практик и стратегий в образование детей с трудностями в обучении.

Для Цитирования:
Козурова Алла Владимировна, Фенотипическое проявление нейрофизиологического уровня регуляции зрительного восприятия у человека и методы коррекции его нарушений. Терапевт. 2023;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: