Дата поступления рукописи в редакцию: 20.11.2024
Дата принятия рукописи в печать: 06.12.2024
Современное образовательное поле претерпевает существенные трансформации в контексте цифрового общества. Переход к цифровым технологиям изменяет не только методы обучения, но и саму природу образовательно-когнитивных процессов. В данном контексте возникает необходимость применять феноменологические концепции для анализа и осмысления данных изменений. Цель данной статьи — исследовать влияние концепций феноменологии и герменевтики на образовательный процесс в цифровую эпоху.
Феноменология, основанная Эдмундом Гуссерлем, предлагает методику непосредственного обращения к субъективному опыту. Основной целью феноменологического подхода в образовании является понимание смыслов и значений, которые учащиеся приписывают своим образовательным переживаниям.
Эдмунд Гуссерль в своём труде «Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии» подчеркивает важность анализа переживаний, связанных с восприятием и осознанием предметов и событий. Он утверждает, что любые познания начинаются с субъективного опыта, который должен быть исследован и описан. В образовательной среде это означает, что внимание должно уделяться не только передаче знаний, но и пониманию того, как эти знания переживаются и интерпретируются учащимися.
C развитием цифровых технологий, образование перешло в новую фазу, где виртуальная среда стала основным инструментом обучения. В этом контексте феноменологический подход приобретает ещё большую актуальность, поскольку позволяет исследовать, как цифровые технологии влияют на восприятие и понимание учащихся.
Ниже приведены некоторые статистические данные, подтверждающие тенденции цифровизации в образовании:
1. Согласно данным исследования ResearchAndMarkets.com, объем рынка онлайн-образования в России в 2020 году составил около 45 миллиардов рублей и, по прогнозам, к 2024 году может вырасти до 80 миллиардов рублей. (Источник: https://www.researchandmarkets.com/reports/5213222/ online-education-in-russia-market)