По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 316.334:37 DOI:10.33920/nik-04-2402-14

Феноменологические концепции в современном образовательном поле цифрового общества

М. М. Нетесов ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет», г. Москва, Россия. Корреспондирующий автор: anndrew888@yandex.ru
А. В. Рубаков ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет», г. Москва, Россия

В статье рассматриваются вопросы современных образовательных тенденций через призму феноменологических концепций в философии, социологии и педагогике на основании классических трудов Эдмунда Гуссерля, Альфреда Шюца, Мартина Хайдеггера. В статье исследуется процесс познания и интерпретации познаваемого как динамично изменяющийся феномен, прямо зависящий от образовательных технологий, применяемых на основании общественного запроса на образовательные продукты.

Литература:

1. Алексеева, И. Ю., Аршинов, В. И. Информационное общество и НБИКС-революция. — М.: ИФ РАН, 2016. — 200 с.

2. Грицык, В. А. Принципы и методы компьютерного обучения // SuperInf.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=1668 (дата обращения: 07.07.2024)

3. Монахов, Д. Н., Прончев, Г. Б. От цифры к цифровому обществу // Вопросы политологии. — 2020. — Т. 10. — № 6. — С. 1763–1771

4. Dewey, J. Experience and Education. — School of Educators, 1911. — 40 с. [Электронный ресурс]. URL: https://www.schoolofeducators.com/wp-content/uploads/2011/12/EXPERIENCE-EDUCATION-JOHN-DEWEY.pdf (дата обращения: 18.11.2024)

5. Молчанов, В. И. Время и сознание. Критика феноменологической философии: монография. — М.: Высшая школа, 1998. — 144 с.

6. Библер, В. С. Школа диалога культур: основные программы. — Кемерово: Алеф, 1992. — 96 с.

1. Alekseeva, I. Yu., Arshinov, V. I. (2016). Information Society and NBICS-revolution. — Moscow: IF RAS, 200 p. (In Russian)

2. Gritsyk, V. A. (2011). Techniques and methods of computer training. SuperInf.ru. — Available at: https:// superinf.ru/view_helpstud.php?id=1668 (accessed: 07.07.2024). (In Russian)

3. Monakhov, D. N., Pronchev, G. B. (2020). Ot tsifry k tsifrovomu obshchestvu [From digit to digital society]. Voprosy politologii [Political Science Issues]. Vol. 10, № 6, pp. 1763-1771. (In Russian)

4. Dewey, J. (2011). Experience and education. School of Educators, 40 p. — Available at: https://www. schoolofeducators.com/wp-content/uploads/2011/12/EXPERIENCE-EDUCATION-JOHN-DEWEY.pdf (accessed: 18.11.2024)

5. Molchanov, V. I. (1998). Time and consciousness. Criticism of phenomenological philosophy: monograph. — Moscow: Vysshaia Shkola, 144 p. (In Russian)

6. Bybler, V. S. (1992). School of dialogue of cultures: main programs. — Kemerovo: Aleph, 96 p. (In Russian)

Дата поступления рукописи в редакцию: 20.11.2024

Дата принятия рукописи в печать: 06.12.2024

Современное образовательное поле претерпевает существенные трансформации в контексте цифрового общества. Переход к цифровым технологиям изменяет не только методы обучения, но и саму природу образовательно-когнитивных процессов. В данном контексте возникает необходимость применять феноменологические концепции для анализа и осмысления данных изменений. Цель данной статьи — исследовать влияние концепций феноменологии и герменевтики на образовательный процесс в цифровую эпоху.

Феноменология, основанная Эдмундом Гуссерлем, предлагает методику непосредственного обращения к субъективному опыту. Основной целью феноменологического подхода в образовании является понимание смыслов и значений, которые учащиеся приписывают своим образовательным переживаниям.

Эдмунд Гуссерль в своём труде «Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии» подчеркивает важность анализа переживаний, связанных с восприятием и осознанием предметов и событий. Он утверждает, что любые познания начинаются с субъективного опыта, который должен быть исследован и описан. В образовательной среде это означает, что внимание должно уделяться не только передаче знаний, но и пониманию того, как эти знания переживаются и интерпретируются учащимися.

C развитием цифровых технологий, образование перешло в новую фазу, где виртуальная среда стала основным инструментом обучения. В этом контексте феноменологический подход приобретает ещё большую актуальность, поскольку позволяет исследовать, как цифровые технологии влияют на восприятие и понимание учащихся.

Ниже приведены некоторые статистические данные, подтверждающие тенденции цифровизации в образовании:

1. Согласно данным исследования ResearchAndMarkets.com, объем рынка онлайн-образования в России в 2020 году составил около 45 миллиардов рублей и, по прогнозам, к 2024 году может вырасти до 80 миллиардов рублей. (Источник: https://www.researchandmarkets.com/reports/5213222/ online-education-in-russia-market)

Для Цитирования:
М. М. Нетесов, А. В. Рубаков, Феноменологические концепции в современном образовательном поле цифрового общества. Общенаучный журнал. 2024;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: