Статья поступила 24.01.2017 г.
Александр Васильевич Солдатов — российский философ и религиовед, специалист в области философской теории бытия, исследователь проблем мироздания в науке и культуре, диалога дисциплин, философских парадигм естествознания. Родился 9 июня 1947 г. В 1970 г. он окончил философский, а в 1973 г. — физический факультет и аспирантуру в Ленинградском государственном университете им. А.А. Жданова. Начинал педагогическую деятельность ассистентом, затем доцентом кафедры диалектического материализма философского факультета ЛГУ. В 1974 г. защитил кандидатскую диссертацию в области философии науки и техники («Понятия пространства и времени в структуре естественнонаучной теории»). В 1983–1984 гг. А.В. Солдатов преподавал философию в Университете Сантьяго-де-Куба, а по возвращении продолжил работу в ЛГУ, где в 1990 г. им была защищена докторская диссертация по философии науки и техники («Проблема мироздания в науке и культуре»). Ученое звание профессора получил в 1991 г. С 1990 г. по настоящее время А.В. Солдатов работает в Морском техническом университете — профессором, заведующим кафедрой социологии и философии факультета естественнонаучного и гуманитарного образования, деканом Высшего гуманитарного колледжа СПбГМТУ. Одновременно он является профессором кафедры ЮНЕСКО Института международных связей Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. В России и за рубежом опубликовано более 150 работ исследователя, среди них 12 монографий и учебных пособий.
Труды А.В. Солдатова обогатили палитру научной картины мира, в частности, он дал описание основных подходов к анализу понятий пространства и времени, а также возможности интегрировать их в предметное поле естественнонаучной теории. Уже в самых первых научных работах А.В. Солдатовым обосновывается историко-философский аспект постулата о триединствеформ моделирования мироздания: научной, художественной и религиозной формы, эта идея активно развивается и в последующих работах (5; 3). Необходимо отметить, что А.В. Солдатовым введено в понятийный аппарат философии определение термина «мироздание» (1990 г.), под которым им понимается окружающая человека реальность, моделируемая посредством научного, художественного и религиозногометодов. В универсуммироздания, по Солдатову, также входит познающий эту реальность субъект. Характерно, что ранее слову «мироздание», толкуемому как бесконечно простирающаяся Вселенная, мыслители разных эпох — от Платона до наших современников — не подобрали определения1. В более поздних работах ученый не однажды возвращается к этой фундаментальной теме (1; 3; 4; 6), возводя все новые этажи над «зданием мира». Так, исследуя философские концепции русских религиозных мыслителей, А.В. Солдатов неявно углубляет данное им толкование понятия «мироздания» (мир этот обладает качественно иным — «самостоятельным, изнутри развивающимся, а не только извне упорядочиваемым бытием» — Н. О. Лосский) (4. С. 115–116).