По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 008:1–027.21

Феномен ценности в контексте отечественной философии культуры: опыт интерпретации аксиологической концепции М. С. Кагана

Тихомиров Сергей Александрович ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (институт)», Россия, 191186, Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова, 2, литера А, E-mail: s-a-tihomirov@yandex.ru

На основе подходов, сложившихся в отечественной философии культуры во второй половине XX — начале XXI вв., осмысляется сущность феномена ценности. Опираясь на аксиологическую концепцию М. С. Кагана, автор анализирует специфику и ключевые характеристики ценностного отношения. Отмечается, что научное наследие М. С. Кагана в сфере аксиологии, не в полной мере учитываемое в отечественных гуманитарных науках, содержит детально разработанный теоретико-методологический инструментарий, позволяющий ученым вычленять минимальные единицы аксиосферы культуры, постигать ее структуру, функции, особенности исторического развития, в том числе и на современном этапе, в соответствии с принципами системного подхода.

Литература:

1. Ахиезер А. С. Россия: критика исторического опыта (Социокультурная динамика России). Т. I: От прошлого к будущему. — Новосибирск: Сибирский хронограф, 1998. [Электронный ресурс.] URL: http://ecsocman.hse.ru/ data/728/676/1219/003.Vvedenie.Str.47–90.pdf (дата обращения 25.05.2016).

2. Бородай Ю. М. Эротика — смерть — табу: трагедия человеческого сознания. — М.: Гнозис, 1996. — 413 с.

3. Бранский В. П., Пожарский С. Д. Социальная синергетика и акмеология. Теория самоорганизации индивидуума и социума. — СПб.: Политехника, 2002. — 476 с.

4. Василенко В. А. Ценность и ценностные отношения // Проблема ценности в философии / Под ред. А. Г. Харчева. — М.— Л.: Наука, 1966. — C. 41–50.

5. Вассерман Ю. М. Социокультурные последствия модернизации: изменение ценностных ориентаций // Фундаментальные проблемы культурологии: В 4 т. Том IV: Культурная политика / Отв. ред. Д. Л. Спивак. — СПб.: Алетейя, 2008. — С. 230–237.

6. Вегас Х. М. Ценности и воспитание. Критика нравственного релятивизма. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та; Изд-во Рус. христ. гуманит. акад., 2007. — 225 с.

7. Докучаев И. Кризис культуры XX века как проекция кризиса важнейших ценностей креативной культуры // Международные чтения по теории, истории и философии культуры № 21. Динамика ценностных ориентаций в современной культуре: поиск оптимальности в экстремальных условиях. — СПб.: Эйдос, 2006. — С. 91–99.

8. Каган М. С. Философская теория ценности. — СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1997. — 205 с.

9. Каган М. С. Человеческая деятельность (опыт системного анализа). — М.: Политиздат, 1974. — 328 с.

10. Кон И. С. Психология ранней юности. — М.: Просвещение, 1989. [Электронный ресурс.] URL: http://www.pseudology.org/kon/PsRanneyYunosty/07.htm (дата обращения 12.07.2016).

11. Левитская И. В. Культура перед вызовом XXI века: от ценности всеобщего к ценности различий // Второй Российский культурологический конгресс с международным участием «Культурное многообразие: от прошлого к будущему»: Программа. Тезисы докладов и сообщений. — СПб.: Эйдос; Астерион, 2008. — С. 225–226.

12. Лосский Н. О. Ценность и Бытие: Бог и Царство Божие как основа ценностей. — Харьков: Фолио; М.: АСТ, 2000. — 861 с.

13. Норкус З. Б. Куда подевалась аксиология? // Символы в культуре. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1992. — С. 54–67.

14. Почебут Л. Г. Социальные общности. Психология толпы, социума, этноса. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. — 288 с.

15. Рабинович А. О. Аттитюд // Социология: Энциклопедия. — Минск: Книжный дом, 2003. [Электронный ресурс.] URL: http://textarchive.ru/c-1892060-pall. html (дата обращения 24.06.2016).

16. Риккерт Г. Философия жизни: Пер. с нем. — Киев: Ника-Центр, 1998. — 512 с.

17. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А. М. Прохоров. — М.: Советская энциклопедия, 1989. — 1632 с.

18. Столович Л. Н. Красота. Добро. Истина: Очерк истории эстетической аксиологии. — М.: Республика, 1994. — 463 с.

19. Столович Л. Н. Природа эстетической ценности. — М.: Политиздат, 1972. — 271 с.

20. Сурина И. А. Ценность. Ценностные ориентации. Ценностное пространство: вопросы теории и методологии. — М.: Социум, 1999. —183 с.

21. Сычев А. Д. Мотивации аудитории при выборе средств массовой коммуникации: отражение проблемы в теории и реализации на практике // Интеграция. Коммуникация. Управление: Сборник статей молодых ученых / Под ред. В. В. Васильковой, В. В. Козловского, В. Н. Мининой. — СПб.: Интерсоцис, 2005. — С. 115 — 123.

22. Туманов А. А. Социально-философский анализ проблемы ценности информации: автореф. дис. ... канд. философ. наук: 09.00.11 — Иваново: ИГХТУ, 2006. — 18 с.

23. Фоминых О. Б. Структура художественного образа как предмет культурологических исследований // Методологические проблемы исследования культурных феноменов: Сборник научных трудов. — Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2006. — С. 192–199.

24. Шохин В. К. Ценность // Новая философская энциклопедия: в 4 т. Т. 4. — М.: Мысль, 2001. — С. 320–321.

25. Habermas J. Between Facts and Norms: Contributions to a Discourse Theory of Law and Democracy. — Cambridge: MIT Press, 1996. — 631 р.

Статья поступила 26.07.2016 г.

Термин «ценность» является одним из смысло- и системообразующих для современного гуманитарного знания, поскольку вся человеческая деятельность в своем сущностном аспекте «не может быть объяснена без привлечения к ее анализу изучения ценностного отношения» [7. С. 91].

Разнообразие трактовок термина «ценность» вызвано различиями мировоззренческих позиций ученых относительно отнологического статуса данного феномена, а также интересом к аксиологической проблематике со стороны частных наук, каждая из которых рассматривает ценность со специфического ракурса, что неизбежно увеличивает количество дефиниций.

Однако, если определения ценности, предложенные в рамках гуманитарных наук, по сути, являются комплиментарными друг по отношению к другу, то расхождения в понимании того, как существуют ценности, ведут не к взаимодополнительности, а противоборству позиций.

Ценностное отношение — отношение между субъектом и объектом, следовательно, все многообразие позиций исследователей можно условно обозначить как «перемещение» между этими полюсами [12. С. 7–15]. Л. Н. Столович на этом основании выделяет субъективные концепции, субъективно-объективные, или реляционистские и объективно-онтологические [18. С. 181], причем в первом и втором случае ценности рождаются, а в третьем — обнаруживаются, как правило, интуитивно.

Если мы обращаемся к субъективным и объективно-онтологическим концепциям, то неизбежно сталкиваемся с напряжением, возникающим между двумя полюсами ценностного отношения — субъектом и объектом. Почему?

Введение в отечественную науку в 1960-е гг. аксиологической проблематики поставило вопрос о границах термина «ценность». Так, В. А. Василенко понимает ценностные отношения предельно широко, как механизм «универсальной взаимозависимости явлений», где субъектом отношения будет «та сторона, относительно бытия которой определяется ценность другой», а, следовательно, можно вести речь даже о ценности определенной среды для существования бактерий [4. С. 41–42].

Для Цитирования:
Тихомиров Сергей Александрович, Феномен ценности в контексте отечественной философии культуры: опыт интерпретации аксиологической концепции М. С. Кагана. Вопросы культурологии. 2016;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: