По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 130.2+303.01 DOI:10.33920/nik-01-1207-02

Феномен понимания в социокультурной среде: науки о культуре и интенциональный подход

Соловьёв Олег Борисович ФГОУ ВПО «Новосибирский государственный университет экономики и управления», Россия, 630091, Новосибирск, ул. Каменская, 56, E-mail: obssib@mail.ru

В статье рассматриваются перспективы интенционального подхода как интегративного метода наук о культуре. На основе анализа понимания как социокультурного феномена введены понятия культур-интентума и интенции понимания. Показано, что интенциональность понимания есть не что иное, как интенциональная структурированность культуры и социокультурной динамики познавательной деятельности.

Литература:

1. Гадамер Г.-Г. История понятий как философия // Актуальность прекрасного. — М.: Искусство, 1991. — С. 26–43.

2. Докучаев И. И. Трансгрессия и редукция: пути интеграции социально-гуманитарных наук и культурология // Вопросы культурологии. — 2011. — № 7. — С. 4–9.

3. Рикёр П. Герменевтика и метод социальных наук / П. Рикёр // Герменевтика. Этика. Политика. — М.: Kami, 1995. — С. 3–18.

4. Соловьёв О.Б. Понимание и Культура: Интенции понимания в социокультурной среде. — Saarbrucken: LAMBERT Academic Publishing, 2011. — 390 c.

Статья поступила 30.09.2011 г.

Современные научные исследования, будучи включены в обширный социальный контекст получения знания, расширяют границы научного поиска с области единственного, действительного, истинного до множественных миров возможного. В настоящее время предмет науки определяется вместе с условиями своего существования, в которых опосредуются связи теории с действительностью. Понимание научного факта ставит проблему двойной герменевтики — интерпретации исследовательской деятельности не только при осмыслении выдвигаемой гипотезы, но уже на этапе наработки эмпирических данных. Это позволяет говорить о понимании как об универсальной процедуре научной деятельности, чьи механизмы лежат в основе удостоверения истинности знания, а также способов его апробации — от эксперимента и критики источников в науках с классическим типом рациональности до использования концептуально необходимых в неклассической и постнеклассической науке принципов соответствия, дополнительности и когерентности. Философская и методологическая рефлексия все более обретает характер герменевтического сопровождения процессов, которым придается статус научного познания. Благодаря рефлексии вырабатываются критерии оценки, нормы построения исследовательских и коллекторских научных программ. В ситуации, когда знание и власть составляют две стороны одного вопроса: кто решает, что есть знание, и кто знает, что нужно решать, — герменевтическое решение вопроса, направленное на самопонимание субъекта, открывает историко-культурные источники значения и понимания.

Г.-Г. Гадамер определил феномен понимания как основной человеческий феномен. В самом широком смысле пониманием называют «искусство постижения значения знаков, передаваемых одним сознанием и воспринимаемых другими сознаниями через их внешнее выражение (жесты, позы и, разумеется, речь)» [3. С. 3]. Вместе с тем в современной западной философии идея адекватного понимания человеческих выражений и действий, будь они символическими, интенциональными или обусловленными конвенционально, утрачена, как по линии «Хайдеггер — Гадамер — Рорти», так и по линии «Хайдеггер — структурализм — Деррида». Как следствие, в социальных и гуманитарных науках герменевтическая рефлексия нередко подменяет рациональное познание интуицией. Понимание определяется контекстуально и, по выражению К.-О. Апеля, не умеет больше ничего, как только быть всегда другим.

Для Цитирования:
Соловьёв Олег Борисович, Феномен понимания в социокультурной среде: науки о культуре и интенциональный подход. Вопросы культурологии. 2012;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: