Статья поступила 20.01.2017 г
Народ, имеющий плохое понятие о боге, имеет и плохое государство, плохое правительство, плохие законы.
Г. В. Ф. Гегель [3. С. 400].
Одним из центральных понятий наук о культуре является цивилизация. Отметим, данное понятие впервые ввёл в научный оборот шотландский философ Адам Фергюсон (1726–1816 гг.). Учёный полагал, что для цивилизации свойственно классовое деление, и развивается она не только по планам общества, но и в силу текущих ситуаций, в которых находится народ. Формирование цивилизации является значимым рубежом в истории человечества. Само слово цивилизация происходит от латинского слова civilis (означающее гражданский). Таким образом, правомерно связывать генезис цивилизации с зарождением государственности. Государственность является самой сутью цивилизации. Не всякое общество способно выстроить государство, устроить правовые отношения в своей среде. Для национального, то есть государственного, становления необходимы высокий уровень развития общественного сознания, осмысление народом общих ценностей, норм и цели своего совместного бытия. «Строительство государства невозможно, если народное сознание не способно отвергнуть привычную форму общежития и, мало того, вообразить новую, ещё невиданную… Первоначально государство возникает как чистый плод воображения» [5. С. 247]. Более того, государственность требует от народов, объединённых в её границах, развитой способности к антиципации, то есть к планированию будущего не только для ближайших двух-трёх поколений, но будущего в смысле видения стратегических государственных задач, осмысление своего предназначения в контексте всемирной истории. Действительно, «нации формируются и живут лишь постольку, поскольку воплощают в себе некое стремление осуществить общую программу грядущего», — писал Хосе Ортега-и-Гассет в эссе «Бесхребетная Испания [5, 281].
Надо признать, что не все исследователи проводят жёсткую и однозначную связь между государствоми цивилизацией.Немецкий учёный А. Боземен пишет: «Международная история точно подтверждает тезис о том, что политические системы являются недолговечными средствами для достижения целей на поверхности цивилизации, и что судьба каждого сообщества, объединённого лингвистически и духовно, зависит в конечном счёте от выживания определённых фундаментальных идей, вокруг которых сплачивались многочисленные поколения…» [цит. по: 8. С. 52]. Эта позиция имеет право на существование, ибо в основу её положено то, что государства не существуют сами по себе, а подчинены определённой фундаментальной идее, вне которой страна теряет смысл своего бытия, быстро распадается, а общество, её создавшее, деградирует и погибает. Такая мысль подчёркивает зависимость цивилизации от культуры, отрыв от которой чреват выхолащиванием права и крушением государства. Тем не менее, в данной статье мы будем исходить из того, что цивилизация характеризуется именно наличием государственности.