По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 316.722

Феномен города как часть религиозной культуры Древней Греции

Панищев Алексей Леонидович ФГБОУ ВПО «Курский институт кооперации (филиал) БУКЭП» Россия, 305004, Курск, ул. Радищева, 116, e-mail: aleksepanishhe@rambler.ru

Данная статья посвящена теме городской культуры в древнегреческой цивилизации. В работе отмечается взаимосвязь городского устройства с религиозной концепцией. Вытеснение религиозного смысла города его политическим аспектом может стать условием для духовного кризиса общества.

Литература:

1. Аверинцев С.С. София-Логос. Словарь. — К.: Дух I Лiтера, 2001. — 460 с.

2. Бартонек А. Златообильные Микены. — М.: Наука, 1991. — C. 261.

3. Гегель Г.В.Ф. Философия религии. 2 т. Т. 1. — М.: «Мысль», 1976. — С. 533.

4. Ильинская Л.С. Девкалионов потоп. [Электронный ресурс.] URL: http://annales. 63 info/greece/small/deukalion.htm (Дата обращения 23.09.2016).

5. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. — М.: АСТ, 2002. — 509 с.

6. Петров М.К. Язык. Знак. Культура. [Электронный ресурс.] URL: http://royallib. com/book/petrov_mihail/yazik_znak_kultura.html (Дата обращения 23.09.2016).

7. Фюстель де Куланж. Гражданская община древнегомира. — Санкт-Петербург, 1906. — 421 с.

8. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. — М.: АСТ, 2003. — 603 с.

9. Юнг К.Г. Mysterium Coniunctionis. Таинство воссоединения. — Минск: ООО «Харвест», 2003. — 576 с.

10. Юнг К.Г. Психологические типы. — СПб.: Ювента; М.: Пресс-Универс, 1995. [Электронный ресурс.] URL: http://www.psyoffi ce.ru/8/psichology/book_o288_ page_10.html (Дата обращения 23.09.2016).

11. Юнг К.Г. Психологические типы. — Минск: Харвест, 2003. — 528 c.

12. Hope Simpson R. A Gazetteer and Atlas og Mycenaean Sites. Bulletin of the Institute of Classical Studies of the University of London, Suppl. 1965.

Статья поступила 20.01.2017 г

Народ, имеющий плохое понятие о боге, имеет и плохое государство, плохое правительство, плохие законы.

Г. В. Ф. Гегель [3. С. 400].

Одним из центральных понятий наук о культуре является цивилизация. Отметим, данное понятие впервые ввёл в научный оборот шотландский философ Адам Фергюсон (1726–1816 гг.). Учёный полагал, что для цивилизации свойственно классовое деление, и развивается она не только по планам общества, но и в силу текущих ситуаций, в которых находится народ. Формирование цивилизации является значимым рубежом в истории человечества. Само слово цивилизация происходит от латинского слова civilis (означающее гражданский). Таким образом, правомерно связывать генезис цивилизации с зарождением государственности. Государственность является самой сутью цивилизации. Не всякое общество способно выстроить государство, устроить правовые отношения в своей среде. Для национального, то есть государственного, становления необходимы высокий уровень развития общественного сознания, осмысление народом общих ценностей, норм и цели своего совместного бытия. «Строительство государства невозможно, если народное сознание не способно отвергнуть привычную форму общежития и, мало того, вообразить новую, ещё невиданную… Первоначально государство возникает как чистый плод воображения» [5. С. 247]. Более того, государственность требует от народов, объединённых в её границах, развитой способности к антиципации, то есть к планированию будущего не только для ближайших двух-трёх поколений, но будущего в смысле видения стратегических государственных задач, осмысление своего предназначения в контексте всемирной истории. Действительно, «нации формируются и живут лишь постольку, поскольку воплощают в себе некое стремление осуществить общую программу грядущего», — писал Хосе Ортега-и-Гассет в эссе «Бесхребетная Испания [5, 281].

Надо признать, что не все исследователи проводят жёсткую и однозначную связь между государствоми цивилизацией.Немецкий учёный А. Боземен пишет: «Международная история точно подтверждает тезис о том, что политические системы являются недолговечными средствами для достижения целей на поверхности цивилизации, и что судьба каждого сообщества, объединённого лингвистически и духовно, зависит в конечном счёте от выживания определённых фундаментальных идей, вокруг которых сплачивались многочисленные поколения…» [цит. по: 8. С. 52]. Эта позиция имеет право на существование, ибо в основу её положено то, что государства не существуют сами по себе, а подчинены определённой фундаментальной идее, вне которой страна теряет смысл своего бытия, быстро распадается, а общество, её создавшее, деградирует и погибает. Такая мысль подчёркивает зависимость цивилизации от культуры, отрыв от которой чреват выхолащиванием права и крушением государства. Тем не менее, в данной статье мы будем исходить из того, что цивилизация характеризуется именно наличием государственности.

Для Цитирования:
Панищев Алексей Леонидович, Феномен города как часть религиозной культуры Древней Греции. Вопросы культурологии. 2017;5-6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: