По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 339.9 (063) DOI:10.33920/VNE-03-2401-04

Федеральный реестр предполагаемых выгодоприобретателей как качественно новый этап развития риск-ориентированного подхода к организации контроля в предпринимательской сфере

Арапова Д. А. Российская таможенная академия

В статье рассмотрена концепция и перспективы Федерального реестра предполагаемых выгодоприобретателей. В процессе формирования реестра изменился подход к отработке налоговых расхождений по НДС, повысилась эффективность контрольно-аналитической работы путем установления координации структурных подразделений, а сам реестр в перспективе может стать основой для отбора организаций для проведения налоговых и таможенных проверок по принципу наиболее высокого фискального потенциала.

Литература:

1. Часть первая Налогового кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ / «Российская газета» от 6 августа 1998 г. № 148–149.

2. Часть вторая Налогового кодекса Российской Федерации от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ / «Российская газета» от 10 августа 2000 г. № 153–154.

3. Соглашения о сотрудничестве Федеральной таможенной службы и Федеральной налоговой службы» от 21.01.2010 № 01–69/1, № ММ-27-2/1 / СПС Консультант Плюс [электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_223988/ (дата обращения: 16.10.2022).

4. Письмо ФНС России от 3 июня 2016 г. № ЕД-4-15/9933@ «Об оценке признаков риска сур» / СПС Консультант Плюс [электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_199628/ (дата обращения: 16.10.2022).

1. Part one of the Tax Code of the Russian Federation dated July 31, 1998 No. 146-FZ / “Rossiyskaya Gazeta” dated August 6, 1998 No. 148-149. (In Russ.)

2. Part two of the Tax Code of the Russian Federation dated August 5, 2000 No. 117-FZ / “Rossiyskaya Gazeta” dated August 10, 2000 No. 153-154. (In Russ.)

3. Agreements on cooperation between the Federal Customs Service and the Federal Tax Service dated January 21, 2010 No. 01-69/1, No. MM-27-2/1 / SPS Consultant Plus [electronic resource] – Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_223988/ (accessed: 10/16/2022). (In Russ.)

4. Letter of the Federal Tax Service of Russia dated June 3, 2016 No. ED-4-15/9933@ “On the assessment of risk factors” / SPS Consultant Plus [electronic resource] – Available at: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_199628/ (accessed: 10/16/2022). (In Russ.)

В настоящее время с целью организации наиболее эффективной антиуклонительной практики в отношении налога на добавленную стоимость (далее — НДС) одним из приоритетных направлений деятельности налоговых органов является формирование Федерального реестра предполагаемых выгодоприобретателей (далее — ФРПВ), представляющего собой реестр лиц, которые использовали «схемные» вычеты по НДС, иными словами применяли различные схемы уклонения от уплаты НДС (уменьшения налогооблагаемой базы), путем искажения сведений о фактах хозяйственной деятельности в соответствии со статьей 54.1 НК РФ.

Создание реестра обусловлено рядом предпосылок, как внутриорганизационных, так и экономических.

К внутриорганизационным факторам относится, во-первых, несовершенство взаимодействия структурных подразделений налоговых органов, действия которых в рамках проведения контрольно-аналитической работы не были четко скоординированы, наблюдались факты проведения контрольных мероприятий разными структурными подразделениями налоговых органов в отношении одного налогоплательщика или группы налогоплательщиков — участников схемы уклонения. На данный момент, налоговый орган при отработке цепочки без запроса информации у других структурных подразделений может в режиме онлайн увидеть мнение других налоговых органов по установленному в ходе аналитической работы предполагаемому выгодоприобретателю, что обеспечивает четкую координацию действий, изображенную на рис. 1.

Во-вторых, совместная отработка позволяет отбирать и обрабатывать больший объем данных (информации) о схемном расхождении в условиях, как временных ограничений, так и высокой загруженности сотрудников контрольного блока инспекций.

К экономическим факторам целесообразно отнести необходимость комплексного, единообразного и регламентированного подхода к установлению выгодоприобретателей в цепочках схемных вычетов с целью реализации фискальной функции налоговых органов, т. е. восстановления потерь федерального бюджета в максимально сжатые сроки. Фактор времени при реализации контрольных мероприятий играет важную роль не только в связи с временными рамками проведения камеральных и выездных проверок, но также в связи с наличием случаев ликвидации, банкротства, вывода активов выгодоприобретателей, что усложняет мероприятия по взысканию денежных средств.

Для Цитирования:
Арапова Д. А., Федеральный реестр предполагаемых выгодоприобретателей как качественно новый этап развития риск-ориентированного подхода к организации контроля в предпринимательской сфере. Лизинг. 2024;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: