В настоящее время с целью организации наиболее эффективной антиуклонительной практики в отношении налога на добавленную стоимость (далее — НДС) одним из приоритетных направлений деятельности налоговых органов является формирование Федерального реестра предполагаемых выгодоприобретателей (далее — ФРПВ), представляющего собой реестр лиц, которые использовали «схемные» вычеты по НДС, иными словами применяли различные схемы уклонения от уплаты НДС (уменьшения налогооблагаемой базы), путем искажения сведений о фактах хозяйственной деятельности в соответствии со статьей 54.1 НК РФ.
Создание реестра обусловлено рядом предпосылок, как внутриорганизационных, так и экономических.
К внутриорганизационным факторам относится, во-первых, несовершенство взаимодействия структурных подразделений налоговых органов, действия которых в рамках проведения контрольно-аналитической работы не были четко скоординированы, наблюдались факты проведения контрольных мероприятий разными структурными подразделениями налоговых органов в отношении одного налогоплательщика или группы налогоплательщиков — участников схемы уклонения. На данный момент, налоговый орган при отработке цепочки без запроса информации у других структурных подразделений может в режиме онлайн увидеть мнение других налоговых органов по установленному в ходе аналитической работы предполагаемому выгодоприобретателю, что обеспечивает четкую координацию действий, изображенную на рис. 1.
Во-вторых, совместная отработка позволяет отбирать и обрабатывать больший объем данных (информации) о схемном расхождении в условиях, как временных ограничений, так и высокой загруженности сотрудников контрольного блока инспекций.
К экономическим факторам целесообразно отнести необходимость комплексного, единообразного и регламентированного подхода к установлению выгодоприобретателей в цепочках схемных вычетов с целью реализации фискальной функции налоговых органов, т. е. восстановления потерь федерального бюджета в максимально сжатые сроки. Фактор времени при реализации контрольных мероприятий играет важную роль не только в связи с временными рамками проведения камеральных и выездных проверок, но также в связи с наличием случаев ликвидации, банкротства, вывода активов выгодоприобретателей, что усложняет мероприятия по взысканию денежных средств.