По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 378

Федеральные университеты: основы правового статуса и перспективы развития в системе высшего образования

А.А. Кирилловых кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного, административного права и правового обеспечения государственной службы, Юридический институт ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров

В статье в рамках анализа действующих моделей мировых систем образования обозначены базовые контуры развития отечественной системы высшего образования, а также основы правового статуса и направления деятельности федеральных университетов как образовательных организаций, обеспечивающих системные трансформации социально-экономического развития территорий.

Литература:

1. Абашидзе А.Х., Симонова М.А. Высшее образование: всеобщая потребность и все более отдаленная цель (международные правозащитные аспекты) // Ежегодник российского образовательного законодательства. 2021 (декабрь). Том 16. (№ 21).

2. Авакьян С.А. Практика конституционных реформ: некоторые проблемы // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 2011. № 1.

3. Анисимкова Н.Д. Роль сектора высшего образования в стимулировании инновационного процесса в промышленности // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2017. № 1 (57).

4. Аржанова И.В., Князев Е.А. Создание федеральных университетов: концепция и реальность // Университетское управление: практика и анализ. 2013. № 5.

5. Бокова Т.Н. Высшее образование в США и России: сопоставительный анализ // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2013. №. 1 (24).

6. Грудцына Л.Ю. Организационно-правовые формы инновационных предприятий // Новый юридический журнал. 2012. № 4.

7. Гулева М.А. Экономические проблемы современной системы образования в КНР: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.14 / Гулева Мария Александровна. — М., 2015.

8. Кирилловых А.А. Федеральные университеты в образовательном законе // Право и экономика. 2009. № 6.

9. Комлева Н.С., Щербакова Е.Г. Современная система образования в Европейских странах: проблемы и перспективы // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2014.

10. Кузнецова А.С. Интеграция научных и образовательных ресурсов как направление образовательной реформы // Адвокат. 2009. № 11.

11. Новикова Л.А., Ушакова Л.К. Особенности среднего и высшего образования Азиатских стран // Историческая и социально-образовательная мысль. 2017. Том 9. № (5/1).

12. Рубин Ю.Б. Рынок образовательных услуг: от качества к конкурентоспособным бизнес-моделям // Высшее образование в России. 2011. № 3.

13. Салимьянова И.Г. Роль исследовательских университетов в развитии национальной инновационной системы // Общество. Среда. Развитие. 2011. № 4 (21).

14. Старостина И.А. Университеты в конституционно-правовом пространстве России // Конституционное и муниципальное право. 2013. № 10.

Современная мировая практика создания архитектуры образовательных систем выделяет Европейские, Североамериканскую и Азиатские модели высшего образования. Указанные модели отличаются друг от друга в основах построения систем финансирования образования, а также управления сферой образования вообще, и образовательными организациями, в частности. В не меньшей степени на развитие высшего образования оказывает влияние идеологическая и государственно-политическая система организации жизни общества в конкретной стране.

Европейская модель. В Европейской модели система высшего образования государственная в своей основе и относительно централизована, с наличием университетской автономии в решении вопросов по организации научно-образовательного процесса. Например, в Германии, обеспечивая реализацию политики модернизации и интернационализации высшей школы, государство принимает активную роль в управлении развитием вузов, финансирует их образовательную деятельность1.

Североамериканская модель. В отличие от Европейской, Североамериканская модель организации высшего образования проповедует традиционные ценности, подчеркивающие прообраз самого государства. Управление высшим образованием является наиболее децентрализованным, высшая школа США имеет значительную автономию от политического влияния со стороны государства. Более половины образовательных организаций, включая престижные университеты и колледжи, являются частными, поэтому получают финансирование от ведения научных исследований, спонсорской помощи, предоставления платных образовательных услуг. При этом, в целом стратегии развития системы образования находится в компетенции штатов2.

Азиатская модель. Азиатская модель управления высшим образованием опирается на устоявшиеся ценности азиатского пути развития государства и общества. Например, особенностью китайской системы высшего образования является ориентация на социалистические элементы с учетом требований встраивания ее в рыночные механизмы. Поэтому, в определении государственной образовательной политики, а также финансировании высшей школы, руководящая роль принадлежит государству, а также действующей политической идеологии3. Таким образом, Азиатская модель управления высшим образованием органично сочетает традиции и инновации, что позволяет обеспечить развитие образовательной системы в соответствии с потребностями современной экономики и технического прогресса.

Для Цитирования:
А.А. Кирилловых, Федеральные университеты: основы правового статуса и перспективы развития в системе высшего образования. Юрист ВУЗа. 2023;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: