Современная мировая практика создания архитектуры образовательных систем выделяет Европейские, Североамериканскую и Азиатские модели высшего образования. Указанные модели отличаются друг от друга в основах построения систем финансирования образования, а также управления сферой образования вообще, и образовательными организациями, в частности. В не меньшей степени на развитие высшего образования оказывает влияние идеологическая и государственно-политическая система организации жизни общества в конкретной стране.
Европейская модель. В Европейской модели система высшего образования государственная в своей основе и относительно централизована, с наличием университетской автономии в решении вопросов по организации научно-образовательного процесса. Например, в Германии, обеспечивая реализацию политики модернизации и интернационализации высшей школы, государство принимает активную роль в управлении развитием вузов, финансирует их образовательную деятельность1.
Североамериканская модель. В отличие от Европейской, Североамериканская модель организации высшего образования проповедует традиционные ценности, подчеркивающие прообраз самого государства. Управление высшим образованием является наиболее децентрализованным, высшая школа США имеет значительную автономию от политического влияния со стороны государства. Более половины образовательных организаций, включая престижные университеты и колледжи, являются частными, поэтому получают финансирование от ведения научных исследований, спонсорской помощи, предоставления платных образовательных услуг. При этом, в целом стратегии развития системы образования находится в компетенции штатов2.
Азиатская модель. Азиатская модель управления высшим образованием опирается на устоявшиеся ценности азиатского пути развития государства и общества. Например, особенностью китайской системы высшего образования является ориентация на социалистические элементы с учетом требований встраивания ее в рыночные механизмы. Поэтому, в определении государственной образовательной политики, а также финансировании высшей школы, руководящая роль принадлежит государству, а также действующей политической идеологии3. Таким образом, Азиатская модель управления высшим образованием органично сочетает традиции и инновации, что позволяет обеспечить развитие образовательной системы в соответствии с потребностями современной экономики и технического прогресса.