По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 336.7

Федеральная резервная система США: пересмотр политики

Кириченко Элина Всеволодовна канд. экон. наук, руководитель Группы экономических исследований США, ИМЭМО РАН им. Е. М. Примакова, 117997, г. Москва, ул. Профсоюзная, д. 23. E-mail: elinakir@imemo.ru

Статья посвящена анализу деятельности Федеральной резервной системы США (ФРС) в течение двух первых десятилетий XXI века. Дается оценка ФРС как одного из важнейших институтов государственной макроэкономической политики. Анализируется эволюция кредитно-денежной политики ФРС. Особое внимание уделяется вопросам переосмысления опыта антикризисной и стимулирующей денежно-кредитной политики в течение последнего десятилетия, проблемам и возможным последствиям так называемой политики нормализации. В качестве заключения рассматривается международная трансмиссия кредитно-денежной политики США.

Литература:

1. Federal Reserve Reform Act of 1977, 12 USC 225a; Public Law 95–188, Section 2A.

2. Кириченко Э. В., Раннева Н. А. Инфляционный процесс в США // Регулирование инфляции в условиях социально-экономических дисбалансов / Отв. ред. А. В. Кузнецов. — М., ИМЭМО РАН, 2017.

3. FOMC’s December 2017 Summary of Economic Projections.

4. Yellen J. L. The Goals of Monetary Policy and How We Pursue Them. Remarks at the Commonwealth Club. San Francisco, January 18, 2017 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.federalreserve.gov/newsevents/speech/yellen20170118a.htm.

5. www.federalreserve.gov What are the Federal Reserve’s Objectives in Conducting Monetary Policy?

6. Белоусов О. О., Портной М. А. Федеральная резервная система пересматривает свою политику в условиях вялого роста // США и Канада: ЭПИ. — 2017. — № 11.

7. http://www.federalreserve.gov/monetarypolicy/fomccalenders.htm.

8. http://www.federalreserve.gov/monetarypolicy/policy-normalization.htm.

9. Раннева Н. А. Денежно-кредитная политика США. США: возможности и пределы экономического и политического лидерства / Отв. ред. Э. В. Кириченко. — М., ИМЭМО РАН, 2016. — Т. 1.

10. Powell J. The Outlook for the US Economy. Speech at the Economic Club of Chicago. April 6, 2018 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.federalreserve.gov/newsevents/speech/powell20180406a.htm.

11. Богаевская О. В. Актуальный комментарий. В руководстве ФРС США предстоят большие изменения. 13.11.2017 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.IMEMO.ru.

12. Буторина О. В. Монетарная политика ЕЦБ: новейшие тенденции // Международная экономика. — 2018. — № 1.

В начале февраля 2018 г. истек срок полномочий главы ФРС США Дж. Йеллен. На эту должность Д. Трамп выдвинул Дж. Пауэлла, республиканца, члена Совета управляющих с 2012 г., нарушив традицию оставлять на второй срок действующего председателя ФРС, назначенного его предшественником. Вместе с тем перед ФРС стоит неординарная проблема переосмысления опыта антикризисной и стимулирующей денежно-кредитной политики, которую агентство проводило со времен кризиса 2007–2008 гг. Финансово-экономические круги во всем мире внимательно следят, как изменится политика ФРС с приходом нового руководства.

Федеральная резервная система США (ФРС, или Федрезерв) — важнейший институт денежно-кредитной политики США. Она была создана в 1913 г. после ряда банковских кризисов (1873, 1893 и 1907 гг.) для выполнения функций центрального банка (ЦБ) и выступает в качестве независимого федерального агентства США. Основными функциями ФРС являются: проведение кредитно-денежной политики, поддержание стабильности финансовой системы США, ограничение рисков на финансовых рынках, надзор за банковскими институтами и их регулирование, предоставление услуг депозитарным институтам, американскому правительству и иностранным институтам.

Структура ФРС отличается от структуры большинства центральных банков мира. В нее входят: Совет управляющих (the Board of Governors); Комитет по операциям на открытом рынке (Federal Open Market Committee — FOMC); 12 региональных федеральных резервных банков (ФРБ); а также банки — члены ФРС, непосредственно аффилированные с ФРБ1. Совет управляющих ФРС определяет основные направления денежно-кредитной политики и политики в области финансового регулирования. Он отвечает за выработку правил в области денежного обращения и платежных систем, устанавливает нормы обязательного резервирования для коммерческих банков. Он также осуществляет надзор за региональными резервными банками и системой в целом. Семь его членов выбираются президентом США, а затем утверждаются Сенатом. Руководитель Совета управляющих назначается президентом на четыре года без ограничений на продление полномочий. Так, Алан Гринспен, считавшийся гуру в своей области, пробыл на этом посту 18,5 лет. Комитет по операциям на открытом рынке непосредственно отвечает за проведение денежной политики, в частности принимает решения о величине процентной ставки по федеральным фондам — важнейшему инструменту денежной политики в США. В Комитет входят с правом голоса все 7 членов Совета управляющих (глава совета является и руководителем FOMC) и 5 из 12 президентов региональных резервных банков, при этом 4 позиции ежегодно подлежат ротации (только президент резервного федерального банка Нью-Йорка является постоянным членом). Однако на заседаниях обычно присутствуют и участвуют в дискуссиях все 12 президентов.

Для Цитирования:
Кириченко Элина Всеволодовна, Федеральная резервная система США: пересмотр политики. Международная экономика. 2018;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: