По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 373

Федеральная образовательная программа: нормативный статус, состав и структура

Д.С. Топчиева магистрант, Институт педагогики и психологии образования, ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет»

В статье представлена федеральная образовательная программа как важнейший нормативный документ, стабилизирующий образовательное пространство России. Автор показывает генетическую связь федеральной образовательной программы с федеральными государственными образовательными стандартами всех уровней общего образования.

Литература:

1. Басюк В.С. Личностные результаты освоения основных образовательных программ обучающимися в условиях реализации ФГОС общего образования // Развитие личности. — 2017. — № 3.

2. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. — 2003. — № 10.

3. Воровщиков С.Г., Кубышева М.А. Умение, навык, skills: серая зона туманного определения туманных понятий // Наука. Управление. Образование. РФ. — 2024. — № 2 (14).

4. Воровщиков С.Г. Метапредметный компонент образовательной программы школы // Научные идеи Т.И. Шамовой в развитии современного образования, Москва, 12 ноября 2015 г.: Материалы V научно-практической конференции. — М.: УЦ «Перспектива», 2016.

5. Воровщиков С.Г. Разработка метапредметной образовательной программы в начальной школе // Управление начальной школой. — 2013. — № 1.

6. Воровщиков С.Г. Состав и структура образовательной программы / С.Г. Воровщиков, В.А. Гольдберг, С.С. Виноградова // Справочник заместителя директора школы. — 2013. — № 12.

7. Воровщиков С.Г. Теория метапредметного образования: подходы к проектированию // Педагогическое образование и наука. — 2015. — № 6.

8. Воровщиков С.Г. Федеральная образовательная программа общего образования: повторение ошибок // Педагогическое образование и наука. — 2024. — № 1.

9. Лебедев О.Е. Роль учебника в трансформации образовательного процесса // НАУКА. УПРАВЛЕНИЕ. ОБРАЗОВАНИЕ. РФ. — 2024. — № 3 (15).

10. Развитие учебно-познавательной компетентности учащихся / С.Г. Воровщиков, Т.И. Шамова, М.М. Новожилова, Е.В. Орлова. — М.: Книга по требованию, 2013.

11. Рыжаков М.В. Уроборос // Педагогика. — 2022. № 12.

12. Татьянченко Д.В. Образовательная программа: человек, организация, управление: Конспекты разработки образовательной программы и управления ее реализацией / Д.В. Татьянченко, С.Г. Воровщиков. — Челябинск, 1999.

13. Хуторской А.В. Вклад нашей научной школы в педагогику и образование / А.В. Хуторской, С.Г. Воровщиков, Г.А. Андрианова, Ю.В. Скрипкина // Вестник Института образования человека. — 2020. — № 2.

14. Хуторской А.В. Планирование исследований в области функциональной грамотности / А.В. Хуторской, С.Г. Воровщиков, Ю.В. Скрипкина [и др.] // Вестник Института образования человека. — 2022. — № 2.

Федеральная образовательная программа — это учебно-методическая документация, определяющая единые для Российской Федерации базовые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы (Ст. 2, п. 10, 1) Закон «Об образовании в РФ»).

Федеральная образовательная программа — это не просто методическое пособие или рекомендация для учебных заведений; она утверждена на государственном уровне и имеет силу нормативного документа. Она регламентирует содержание, цели, и основные подходы к обучению для всех общеобразовательных учреждений, независимо от их типа и уровня. Нормативный статус программы подчеркивает ее официальное значение: программа разработана с учетом образовательных стандартов и требований, которые обеспечивают единый уровень подготовки и соответствие современным требованиям общества и рынка труда [8; 11].

Федеральная образовательная программа является обязательной для исполнения всеми образовательными учреждениями, которые осуществляют обучение на ее основе. Обязательность программы закреплена законодательно: ее выполнение контролируется на федеральном и региональном уровнях, что гарантирует соблюдение единых стандартов в образовательной системе. Государственные и частные школы, детские сады обязаны разрабатывать собственные рабочие программы и учебные планы, строго ориентируясь на нормативные требования федеральной программы [2; 5; 6; 12].

Нормативный статус федеральной образовательной программы обеспечивает единый подход к обучению и воспитанию подрастающего поколения.

Во-первых, он помогает поддерживать высокий и единый уровень качества образования в масштабах всей страны, что особо важно для социальной и профессиональной мобильности граждан.

Во-вторых, программа способствует выравниванию образовательных возможностей. Ученики, обучающиеся по одному и тому же стандарту, получают схожие знания и умения, что важно при переходе из одной школы в другую или при поступлении в учебные заведения высшего образования.

Для Цитирования:
Д.С. Топчиева, Федеральная образовательная программа: нормативный статус, состав и структура. Юрист ВУЗа. 2025;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: