Федеральная образовательная программа — это учебно-методическая документация, определяющая единые для Российской Федерации базовые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы (Ст. 2, п. 10, 1) Закон «Об образовании в РФ»).
Федеральная образовательная программа — это не просто методическое пособие или рекомендация для учебных заведений; она утверждена на государственном уровне и имеет силу нормативного документа. Она регламентирует содержание, цели, и основные подходы к обучению для всех общеобразовательных учреждений, независимо от их типа и уровня. Нормативный статус программы подчеркивает ее официальное значение: программа разработана с учетом образовательных стандартов и требований, которые обеспечивают единый уровень подготовки и соответствие современным требованиям общества и рынка труда [8; 11].
Федеральная образовательная программа является обязательной для исполнения всеми образовательными учреждениями, которые осуществляют обучение на ее основе. Обязательность программы закреплена законодательно: ее выполнение контролируется на федеральном и региональном уровнях, что гарантирует соблюдение единых стандартов в образовательной системе. Государственные и частные школы, детские сады обязаны разрабатывать собственные рабочие программы и учебные планы, строго ориентируясь на нормативные требования федеральной программы [2; 5; 6; 12].
Нормативный статус федеральной образовательной программы обеспечивает единый подход к обучению и воспитанию подрастающего поколения.
Во-первых, он помогает поддерживать высокий и единый уровень качества образования в масштабах всей страны, что особо важно для социальной и профессиональной мобильности граждан.
Во-вторых, программа способствует выравниванию образовательных возможностей. Ученики, обучающиеся по одному и тому же стандарту, получают схожие знания и умения, что важно при переходе из одной школы в другую или при поступлении в учебные заведения высшего образования.