По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 80:008

Фасцинативные явления в коммуникативном пространстве фильмов Андрея Тарковского

Омельченко Елена Витальевна ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», Россия, 454091, Челябинск, ул. Курчатова, 23, E-mail: el.vital@mail.ru

В статье рассмотрено кинематографическое творчество Андрея Тарковского в аспекте фасцинации. Художественные концепции автора обусловили принадлежность творчества к типу культуры интепретационного характера и доминированию явлений непрямой коммуникации. В исследовании рассмотрено такие воздействующие явления, как диалогичность, ритмизация, антиванитатизм, символичность, способствующих развитию завороженного восприятия фильмов.

Литература:

1. Проблемы поэтики Достоевского. — М.: Художественная литература Бахтин М.М. , 1972. — 308 с.

2. Предложение, от которого невозможно отказаться // Новое Голубович К. литературное обозрение. — 2012. — № 18.

3. Этика Тарковского. — Челябинск: Работа плюс, 2012. — 307 с. Загребин С.С.

4. Явленное сакральное (numen) // Социологическое обозрение. — Зенкин С. Т. 10. — № 1–2. — 2011. — С. 216–219.

5. Лингвосемиотическое моделирование ценностей [Электронный Карасик В.И. ресурс.] // Политическая лингвистика. — Екатеринбург, 2012. Вып. 1(39). — С. 43–50. URL: http://www.philology.ru/linguistics1/karasik-12.htm Дата обращения: 08.01.2015 г.

6. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Смысл, Академия, Леонтьев А.Н. 2005. — 352 с.

7. Семиотические типы культур [Электронный ресурс.] URL: http:// Лотман Ю. studme.org/180709034845/kulturologiya/lotman_semioticheskie_tipy_kultur Дата обращения: 08.01.2015 г.

8. Фасцинативная коммуникативная стратегия в различных Омельченко Е.В. типах дискурса: монография; Министерство образования и науки РФ, ФГБОУ ВПО Челябинский гос. педагогический ун-т. — Челябинск: Изд-во Челябинского гос. пед. ун-та, 2013. — 222 с.

9. Введение в речевое воздействие. — Воронеж, 2001. — 252 с. Стернин И.А.

10. Запечатленное время [Электронный ресурс.] URL: http:// Тарковский А. www.tarkovsky.net.ru/stalker/word/tarkovsky_time.php Дата обращения: 08.01.2015 г.

11. Фильмы Андрея Тарковского и русская духов- Симонетта Сальвестрони. ная культура. — 2007. [Электронный ресурс.] URL: http://predanie.ru/lib/ book/84924/#toc1 Дата обращения: 08.01.2015 г.

Статья поступила 10.02.2015 г.

Важнейшим средством интеллектуально-духовного выражения и особым коммуникативным пространством является кинематограф.

Цель данного исследования — проанализировать фасцинативные воздействующие явления в творчестве известного русского режиссера А. Тарковского. Сложность и многоплановость, высокий духовный смысл произведений обусловили интерес к его картинам.

Андрей Тарковский рассуждал о том, что зритель должен быть не пассивным потребителем информации, а «соучастником замысла», творцом. Для этого мало использовать обычную прямую последовательность подачи кинематографического материала, важно опираться на «ассоциативное сцепление», объединение чувственной и рациональной оценки происходящего. Режиссер был сторонником интерпретации событий и явлений фильма, позволяющих использовать возможности додумывания [10].

Фасцинация — это коммуникативное явление, имеющее глубинную нейрофизиологическую, воздействующую природу. Как коммуникативный процесс, фасцинация представляет собой воздействие с целью интенсификации восприятия и освоения информации слушателем [8].

Важным теоретическим источником в аспекте исследования является труд Ю. М. Лотмана «Семиотические типы культур», где автор рассуждал о том, что в широком смысле существует два типа культур [7]. В первом типе культуры передача информации осуществляется в рамках канала коммуникации Я–ОН (говорящий–слушающий, адресант–адресат). Адресант передает сообщение адресату при условии адекватности кода информационного процесса. Семиотическое, семантическое, когнитивно-логическое равновесие обусловливают адекватность восприятия и понимания информации слушателем. Этот тип коммуникации лежит в основе модели Р. Якобсона. Он отличается динамизмом, но в нем преобладает пассивное восприятие информации. Ю. М. Лотман обратил внимание на то, что этот тип передачи информации практически не приводит к принципиальной перестройке личностных конструктов. Другими словами, восприятие информации посредством этого канала не является стимулом к саморазвитию. Фоновых знаний адресата бывает достаточно для освоения и расширения запаса информации.

Для Цитирования:
Омельченко Елена Витальевна, Фасцинативные явления в коммуникативном пространстве фильмов Андрея Тарковского. Вопросы культурологии. 2016;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: