По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 631.162:657.22:637 DOI:10.33920/med-17-2011-04

ФАС России: проблемы и перспективы контрольной деятельности в сфере государственных закупок

Лазарев Артур Викторович студент 1-го курса магистратуры, Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова, Россия, 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36, E-mail: 789art123@gmail.com
Лазарева Анастасия Романовна студент 1-го курса магистратуры, Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова, Россия, 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36, E-mail: 789art123@gmail.com
Проданова Наталья Алексеевна д-р экон. наук, доцент, профессор базовой кафедры финансового контроля, анализа и аудита Главного контрольного управления города Москвы, Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова, Россия, 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36, E-mail: prodanova-00@mail.ru, ORCID: 0000–0001–5140–2702

В статье определена роль Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Российской Федерации в системе проверок нарушений конкуренции в сфере закупок; проанализирована статистика нарушений в данной сфере; на основании критического анализа деятельности ФАС обоснованы перспективы развития контрольной деятельности со стороны данной службы в сфере государственных закупок; сформулирован ряд мер, применение которых позволило бы повысить эффективность процедуры государственных закупок на современном этапе.

Литература:

1. Де Брюйн Х. Управление по результатам в государственном секторе / Пер. с англ. / Х. Де Брюйн. — М.: Институт комплексных стратегических исследований, 2005. — 192 с.

2. Симагина О.В. Вопросы качества экономического развития // Экономист. — 2007. — № 2. — С. 29–37.

3. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

4. Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

5. Официальный сайт Федеральной антимонопольной службы https://fas.gov.ru/.

6. Официальный сайт Министерства финансов https://www.minfin.ru/ru/.

7. Постановление Правительства РФ от 25.12.2014 № 1489 (ред. от 28.12.2017) «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации в связи с упразднением Федеральной службы по оборонному заказу».

8. Указ Президента РФ от 09.03.2004 № 314 (ред. от 12.04.2019) «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».

9. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 24.04.2020) «О защите конкуренции».

1. De Bruyne H. Management by results in the public sector: trans. from English H. De Bruyne. // M.: Institute for Integrated Strategic Studies, 2005. 192 p.

2. Simagina O.V. Quality issues of economic development // Economist. 2007. No 2. S. 29–37.

3. The Federal Law “On the contract system in the field of procurement of goods, works, services to meet state and municipal needs” dated 04.04.2013 N 44-ФЗ.

4. Federal law “On the procurement of goods, works, services by certain types of legal entities” dated July 18, 2011 N 223-ФЗ.

5. The official website of the Federal Antimonopoly Service https://fas.gov.ru/.

6. The official website of the Ministry of Finance https://www.minfin.ru/en/.

7. Decree of the Government of the Russian Federation of December 25, 2014 No. 1489 (as amended on December 28, 2017) “On Amending and Deleting Certain Acts of the Government of the Russian Federation in Connection with the Abolition of the Federal Service for Defense Orders”.

8. Decree of the President of the Russian Federation dated 09.03.2004 N 314 (as amended on 04/12/2019) “On the system and structure of federal executive bodies”.

9. Federal Law of July 26, 2006 N 135-ФЗ (as amended on April 24, 2020) “On Protection of Competition”.

Одной из наиболее острых проблем для мировой экономики на текущий момент является усиление влияния монополий. Часть экспертов находят в этом положительные стороны, другие видят лишь негативные последствия. Основным движущим звеном экономики является конечный потребитель, перед которым стоят такие вопросы: как, что и зачем приобрести, какую цену заплатить за тот или иной товар. Зачастую компании стремятся любым способом повлиять на итоговый выбор потенциального покупателя. В связи с этим они стараются инвестировать средства в такие показатели, как:

• качество продукта или уровень сервиса;

• эффективность продаж;

• узнаваемость и лояльность к бренду;

• системы управления;

• автоматизация.

Все они повлияют на конечный выбор клиента, так как потребитель, согласно общей рациональной модели поведения, выберет более качественный, узнаваемый и дешевый товар. В этом случае финансовый успех компании будет полностью отражать мнение клиентов. Сложившаяся ситуация будет выгодна всем: и компании, и конечному потребителю, и государству. В этом заключается положительное влияние усиления монополий.

Отрицательное влияние возникает в том случае, если компания, завладевшая существенной долей рынка, начинает пренебрегать мнением и потребностями конечного потребителя, ставить своей основной целью высокий финансовый результат. Это выражается в ухудшении качества, так как идет тенденция сокращения затрат, наличия недобросовестной конкуренции, создания дополнительных барьеров на вход или оказания влияния на законодательство страны.

В современных реалиях обществу приходится в большей мере сталкиваться с негативным влиянием монополий. Одним из подтверждений данного суждения является мнение лауреата Нобелевской премии по экономике 2014 года Жана Тироля, заключающееся в том, что монополии очень вредны для развития экономики в силу того, что транснациональные компании устанавливают высокие цены за некачественную продукцию.

Несомненно, вместе с появлением монополий и усилением их влияния на экономику стран все более остро стоит вопрос о регулировании процесса. В России данную функцию выполняет Федеральная антимонопольная служба России (далее — ФАС) — уполномоченный орган исполнительной власти, руководит которым Правительство Российской Федерации.

Для Цитирования:
Лазарев Артур Викторович, Лазарева Анастасия Романовна, Проданова Наталья Алексеевна, ФАС России: проблемы и перспективы контрольной деятельности в сфере государственных закупок. Бухучет в здравоохранении. 2020;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: