По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 614.2

Фармацевтическая этика и деонтология на примере аптеки СПИД-центра

Андреева Н. Г. фармацевт аптеки, ГБУЗ «Самарский областной клинический центр профилактики и борьбы со СПИД», 443029, г. Самара, ул. Ново-Садовая, д. 178
Рыжова Е. Н. заведующая аптекой, ГБУЗ «Самарский областной клинический центр профилактики и борьбы со СПИД», 443029, г. Самара, ул. Ново-Садовая, д. 178

Соблюдение этических принципов в медицинской организации касается всех ее структурных подразделений, среди которых и аптека. О принципах соблюдения медицинской этики фармацевтами рассказывается в данной статье.

История становления Самарского областного клинического СПИД-центра начиналась в старом двухэтажном здании небольшой площадью, когда на диспансерный учет в 1989 г. был поставлен всего один пациент. Штат центра на то время состоял из 11 человек. Продолжительное время лекарственные препараты для лечения пациентов выдавались старшей медицинской сестрой. К 2014 г. пациентов на диспансерном наблюдении стало, к сожалению, больше, медицинская организация расширилась, в ее структуре появилась аптека, в штат центра были приняты специалисты с фармацевтическим образованием. На данный момент СПИД-центр находится в большом здании, оборудованном современной медицинской техникой, выделено специальное место для хранения и выдачи лекарственных препаратов, не только для амбулаторных, но и для стационарных ВИЧ-позитивных пациентов. Штат аптеки составляет 6 человек: заведующая аптекой — провизор, заместитель заведующей — провизор, два фармацевта, фасовщик и санитарка.

Учитывая специфику аптеки СПИДцентра, вопросы фармацевтической этики становятся весьма актуальными и приобретают особое значение. В 1995 г. Российской фармацевтической ассоциацией был принят Этический кодекс российского фармацевта, а спустя год на кафедре организации и экономики фармации ММА им. И. М. Сеченова был разработан Этический кодекс фармацевтического работника России (провизора и фармацевта). Он формулирует первую заповедь, так: «…главная цель профессиональной деятельности фармацевта — всегда помнить об обязанности сохранять человеческую жизнь…».

Другая важная заповедь, особенно для нашей медицинской организации: фармацевт уважает и защищает право пациента на конфиденциальность. Согласно к лятве Гиппократа, «…чтобы при лечении, а также и без лечения я не увидел или не услышал касательно жизни людской из того, что не следует разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной…».

Для аптеки СПИД-центра, как и для всей медицинской организации, важен позитивный эмоциональный фон и умение сотрудников управлять эмоциональным напряжением. В нашу аптеку приходят люди, обеспокоенные своими проблемами, с чувством неуверенности, боящиеся произвести невыгодное впечатление или оказаться непонятыми, подверженные перепадам настроения, иногда агрессивно настроенные. Фармацевты, работающие в аптеке, знают, какими могут быть ВИЧ-позитивные пациенты. Специалисты обладают знаниями о возможных способах передачи информации: вербальном, графическом, языком жестов, мимикой, прямым действием, что облегчает процесс взаимодействия между фармацевтом и пациентом. Специалисты аптеки стараются соответствовать требованиям профессионального долга и этики, интересам пациентов и потребностям защиты их жизни и здоровья вне зависимос ти от пола, возрас та, расовой и национальной принадлежности, социального статуса, религиозных и политических убеждений. Не секрет, что фармацевт, как и любой другой медицинский работник, является звеном между врачом и пациентом.

Для Цитирования:
Андреева Н. Г., Рыжова Е. Н., Фармацевтическая этика и деонтология на примере аптеки СПИД-центра. Медсестра. 2019;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: