Стремительное развитие компьютерных технологий, приближающаяся революция в области нано- и биотехнологий, расширение коммуникации вызвали серьезный культурный сдвиг, повлекший за собой потребность пересмотреть содержание, методику и формы современного образования. В силу нарастающей неопределенности и усложнения социокультурной среды в обществе возник запрос на инновационную личность, способную к исследовательской деятельности и непрерывному созданию нового. В современной социологии возникло понятие инновационной деятельности. Инновационная деятельность может пониматься как метадеятельность, изменяющая рутинные компоненты репродуктивных видов деятельности. Главная функция инновационной деятельности — изменение, развитие способов, механизмов их функционирования во всех видах деятельности. При этом и сам человек может стать объектом своей деятельности. Эта деятельность может быть направлена как на преобразование внешнего мира, способов взаимодействия с ним, так и на внутренний мир, на способы взаимодействия с самим собой. Тогда предметом его взаимодействия становятся личностные: мотивы, смыслы, ценности, цели, нравственные позиции. Именно поэтому автор современного учебного пособия «Введение в социологию инноватики» Ю.А. Карпова усиливает это определение инновационной деятельности, считая, что это «метадеятелъностъ, направленная на преобразование всего комплекса личностных средств субъекта, которые обеспечивают не только адаптацию к быстро меняющейся социальной и профессиональной реальности, но и возможность воздействовать на нее» [2, с. 24].
Исследовательская работа обучающихся требует освоения исследовательской культуры, которая реализуется через следующие этапы: ориентировка (выделение предметной области и ее границ), проблематизация (выявление проблемы, конкретного вопроса, не имеющего в настоящий момент ответа, постановка цели исследования), определение средств (подбор методов и методик, ограничение пространства, выбор принципа отбора материалов), планирование (формулировка последовательных задач), сбор эмпирического материала (постановка и проведение экспериментов, первичная систематизация данных), анализ (обобщение, сравнение, анализ, интерпретация), рефлексия (соотнесение собственных выводов с выводами других исследователей) [7]. В исследовательской деятельности формируются не отдельные учебные действия и компетенции, а целокупная способность личности к познанию и созиданию.