По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 37.03 DOI:10.33920/nik-02-2302-02

«Фантастические» перспективы образовательных стратегий и социальные ожидания будущего в контексте развития исследовательской деятельности обучающихся*

Панченко Ольга Григорьевна старший методист ресурсного центра детского отдыха ФГБОУ ДО Федерального центра дополнительного образования и организации отдыха и оздоровления детей, канд. филос. наук, доцент 107014, Российская Федерация, Москва, Ростокинский пр., д. 3, стр. 3, Эл. адрес: pan.45@mail.ru
Савостьянов Александр Иванович профессор кафедры телевизионных, радио- и интернет-технологий факультета журналистики Российского государственного гуманитарного университета, д-р пед. наук, профессор 125047, Российская Федерация, Москва, Миусская площадь, д. 6, Эл. адрес: rsuh@rsuh.ru

В статье показано: развитие одаренной личности зависит от ряда факторов культурной детерминации. Глобальная динамика социальных преобразований, высокая социальная мобильность, интенсивная коммуникативность заставляют постоянно переосмысливать меняющуюся реальность, преодолевая ситуацию неопределенности и дискомфорта. Исследовательское поведение является необходимым условием в развитии потенциала инновационной личности, так как оно напрямую связано со смыслообразовательными процессами. Высшей формой познавательной активности и исследовательского поведения является научное познание. Именно поэтому введение в современное образование проектно-исследовательской технологии является эффективным для решения задач воспитания одаренной личности. Данная статья посвящена проблеме развития и трансформации пространства личностных смыслов в исследовательской деятельности. Ее целью является анализ воздействия исследовательской деятельности преподавателя и обучающегося на процессы переосмысления (смыслообразования, смыслопорождения, смыслоизменения, смыслотворчества) как в области открытия знания для себя, так и в области самостроительства иерархии личностных смыслов. Этот процесс связан с проблемой самоопределения и постоянного творческого обновления видения собственной жизни.

Литература:

1. Википедия. Эффект бабочки [Электронный ресурс]. — URL : http://ru.wlkipedia. org/wiki/7oDD%F4%F4%E5%EA%F2_%E1%E0%E1%EE%F7%EA%E8 (дата обращения: 18.09.2022).

2. Карпова Ю.Л. Введение в социологию инноватики: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 020300 «Социология» / Ю.А. Карпова. — М. [и др.]: Питер, 2004 (ОАО Техническая кн.). — 185 с.

3. Кедров Б. О творчестве в науке и технике [Текст]: (научно-популярные очерки для молодежи). — М.: Мол. гвардия, 1987. — 192 с.

4. Леонтьев Д.А. Психология смысла: Природа, строение и динамика смысловой реальности: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии. — М.: Смысл, 2003. — 486 с.

5. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. — М.: Прогресс: Гнозис, 1992. — 270 с.

6. Налимов В.В. Спонтанность сознания [Текст]: вероятностная теория смыслов и смысловая архитектоника личности. — Изд. 3-е. — М.: Парадигма: Академический Проект, 2011. — 399 с.

7. Панов В.И. Становление субъекта исследовательской деятельности // Исследовательская деятельность учащихся. — Т. 1. Теория и методика. — М.: НИИ школьных технологий, 2007. — С. 139–143.

8. Панченко О.Г., Федоровская Е.О. Исследовательская деятельность как условие раскрытия личностных смыслов одаренной личности [Электронный ресурс]. — URL: Исследовательская деятельность как условие раскрытия личностных смыслов одаренной личности (den-za-dnem.ru) (дата обращения: 18.09.2022).

9. Слободчиков В.И. Антропологический смысл исследовательской работы школьников // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовании: Сб. статей. — М.: НИИ школьных технологий, 2006. — С.16–24.

1. Vikipediya. Effekt babochki [Elektronnyy resurs]. — URL : http://ru.wlkipedia.org/ wiki/7oDD%F4%F4%E5%EA%F2_%E1%E0%E1%EE%F7%EA%E8 (data obrashcheniya: 18.09.2022).

2. Karpova YU.L. Vvedeniye v sotsiologiyu innovatiki: ucheb. posobiye dlya studentov vuzov, obuchayushchikhsya po spetsial'nosti 020300 «Sotsiologiya» / YU.A. Karpova. — M. [i dr.]: Piter, 2004 (OAO Tekhnicheskaya kn.). — 185 s.

3. Kedrov B. O tvorchestve v nauke i tekhnike [Tekst]: (nauchno-populyarnyye ocherki dlya molodezhi). — M.: Mol. gvardiya, 1987. — 192 s.

4. Leont'yev D.A. Psikhologiya smysla: Priroda, stroyeniye i dinamika smyslovoy real'nosti: ucheb. posobiye dlya studentov vuzov, obuchayushchikhsya po napravleniyu i spetsial'nostyam psikhologii. — M.: Smysl, 2003. — 486 s.

5. Lotman YU.M. Kul'tura i vzryv. — M.: Progress: Gnozis, 1992. — 270 s.

6. Nalimov V.V. Spontannost' soznaniya [Tekst]: veroyatnostnaya teoriya smyslov i smyslovaya arkhitektonika lichnosti. — Izd. 3-ye. — M.: Paradigma: Akademicheskiy Proyekt, 2011. — 399 s.

7. Panov V.I. Stanovleniye sub"yekta issledovatel'skoy deyatel'nosti // Issledovatel'skaya deyatel'nost' uchashchikhsya. — T. 1. Teoriya i metodika. — M.: NII shkol'nykh tekhnologiy, 2007. — S. 139–143.

8. Panchenko O.G., Fedorovskaya Ye.O. Issledovatel'skaya deyatel'nost' kak usloviye raskrytiya lichnostnykh smyslov odarennoy lichnosti [Elektronnyy resurs]. — URL: Issledovatel'skaya deyatel'nost' kak usloviye raskrytiya lichnostnykh smyslov odarennoy lichnosti (den-za-dnem.ru) (data obrashcheniya: 18.09.2022).

9. Slobodchikov V.I. Antropologicheskiy smysl issledovatel'skoy raboty shkol'nikov // Issledovatel'skaya deyatel'nost' uchashchikhsya v sovremennom obrazovanii: Sb. statey. — M.: NII shkol'nykh tekhnologiy, 2006. — S.16–24.

Стремительное развитие компьютерных технологий, приближающаяся революция в области нано- и биотехнологий, расширение коммуникации вызвали серьезный культурный сдвиг, повлекший за собой потребность пересмотреть содержание, методику и формы современного образования. В силу нарастающей неопределенности и усложнения социокультурной среды в обществе возник запрос на инновационную личность, способную к исследовательской деятельности и непрерывному созданию нового. В современной социологии возникло понятие инновационной деятельности. Инновационная деятельность может пониматься как метадеятельность, изменяющая рутинные компоненты репродуктивных видов деятельности. Главная функция инновационной деятельности — изменение, развитие способов, механизмов их функционирования во всех видах деятельности. При этом и сам человек может стать объектом своей деятельности. Эта деятельность может быть направлена как на преобразование внешнего мира, способов взаимодействия с ним, так и на внутренний мир, на способы взаимодействия с самим собой. Тогда предметом его взаимодействия становятся личностные: мотивы, смыслы, ценности, цели, нравственные позиции. Именно поэтому автор современного учебного пособия «Введение в социологию инноватики» Ю.А. Карпова усиливает это определение инновационной деятельности, считая, что это «метадеятелъностъ, направленная на преобразование всего комплекса личностных средств субъекта, которые обеспечивают не только адаптацию к быстро меняющейся социальной и профессиональной реальности, но и возможность воздействовать на нее» [2, с. 24].

Исследовательская работа обучающихся требует освоения исследовательской культуры, которая реализуется через следующие этапы: ориентировка (выделение предметной области и ее границ), проблематизация (выявление проблемы, конкретного вопроса, не имеющего в настоящий момент ответа, постановка цели исследования), определение средств (подбор методов и методик, ограничение пространства, выбор принципа отбора материалов), планирование (формулировка последовательных задач), сбор эмпирического материала (постановка и проведение экспериментов, первичная систематизация данных), анализ (обобщение, сравнение, анализ, интерпретация), рефлексия (соотнесение собственных выводов с выводами других исследователей) [7]. В исследовательской деятельности формируются не отдельные учебные действия и компетенции, а целокупная способность личности к познанию и созиданию.

Для Цитирования:
Панченко Ольга Григорьевна, Савостьянов Александр Иванович, «Фантастические» перспективы образовательных стратегий и социальные ожидания будущего в контексте развития исследовательской деятельности обучающихся*. Ученый совет. 2023;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: