Одна из самых распространенных ошибок — это ориентация на какой-то один фактор из трех: «хочу», «могу», «надо». Например, на текущие потребности рынка труда («надо»). Это правильная стратегия, но, во-первых, конъюнктура рынка труда динамична — то, что сегодня очень востребовано, завтра может перестать быть таковым. Во-вторых, если профессия востребована, но совсем не интересна, то работа может стать почти что пыткой. В-третьих, должны быть и соответствующие способности.
Профессия может быть востребована, но если деятельность плохо дается, то результат будет неважный и востребованным специалистом будет кто-то другой. Справедливо и обратное: если ориентироваться на интерес, игнорируя и конъюнктуру рынка труда, и способности, то это будет такой же ошибкой.
Так что самый лучший вариант — это баланс между «хочу» (интересами), «могу» (способностями), «надо» (востребованностью на рынке труда).
Учитывать интерес к тому, что вы делаете, — это важно хотя бы потому, что нужно приложить довольно много усилий, чтобы достичь значимого результата. И если деятельность совсем не интересна, то сложно будет поддержать в себе мотивацию продолжать совершенствоваться.
Мотивация во многих случаях очень важна и может лежать вне человека. Можно представить себе молодого мужчину, который хочет произвести впечатление на девушку и выбирает для профессионального развития силовые структуры, так как это помогает быть спортивным и форма производит впечатление. Таким образом, это, без сомнения, значимый выбор, но выбирается не профессия сама по себе, а внешний атрибут. И это необходимо по крайней мере осознавать.
От природы у нас есть некоторые особенности, которые очень влияют на то, какое поведение мы реализуем. Среди прочего это тип темперамента: есть люди более возбудимые, эмоциональные и те, про кого говорят «сухарь», имея в виду, что для него не характерны глубокие эмоциональные переживания. Это данность, но люди способны к этой данности адаптироваться. Очень эмоциональному человеку не подойдут профессии, связанные с высокой ответственностью и риском для жизни людей, такие как авиадиспетчер, водитель пассажирского транспорта, врач скорой помощи и т. д. Но при этом характер человека как типичное поведение может трансформироваться и находится во власти самого человека.