По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 347 DOI:10.33920/nik-02-2311-03

Факторы воспитания и развития личности в эпоху экзистенциальных угроз

Коханая Оксана Витальевна кандидат культурологии, доцент кафедры журналистики Московского гуманитарного университета, 111395, Российская Федерация, г. Москва, ул. Юности, д. 5, эл. адрес: kokhanaya.o@gmail.com

В эпоху глобальных потрясений культура и образование могут стать как оружием для возрождения, так и для полного разложения общества. На данном этапе остро необходимо осознать колоссальную значимость работы по устранению ошибок и недочетов в данных сферах. Особенное внимание, как видится автору, необходимо уделить формированию культурно и духовно развитого, образованного, знающего свою историю и любящего свою Родину молодого поколения.

Литература:

1. Головин Ю.А., Коханая О.Е. Глобализм как новая религия XXI века // Русский универсум в условиях глобализации: сборник статей участников Всероссийской научно-практической конференции (26–28 октября 2016 г.) / Науч. ред. Е.В. Валеева, отв. ред. С.В. Напалков; Арзамасский филиал ННГУ; Фонд «Русский мир». Саров : Интерконтакт, 2016. — С.14–22.

2. Головин Ю.А., Кохана, О.Е. Критика либеральной идеологии как концепта в парадигме медиаобразования // Вопросы теории и практики журналистики. — 2016. — Т. 5. — № 2. — С. 314–323.

3. Коханая О.В. Русская иконопись как уникальное культурное явление // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. — 2015. — № 4. — С. 90–94.

4. Коханая О.В. Иконопись как содержательная составляющая духовности человека // Глобализация и русский мир: сборник статей участников Всероссийской научно-практической конференции (26-28 октября 2016 г.) / Науч. ред. Е.В. Валеева, отв. ред. С.В. Напалков; Арзамасский филиал ННГУ; Фонд «Русский мир». Саров : Интерконтакт, 2016. — С.192–196.

5. Коханая О.В. Диалектика сакрального и профанного в иконописной культуре России : дис… канд. культур. 24.00.01-Теория и история культуры. М. : МГИК, 2019. — 195 с.

6. Полищук В.И. Культурология. М. : Гардарики, 1990. — 446 с.

7. Попов В. Ответьте по существу // Литературная газета. 2022. № 44 (6858). 2 ноября 2022. URL: https://lgz.ru/article/-44-6858-02-11-2022 (дата обращения: 19.11.2022).

8. Флиер А. Я. Культурология для культурологов. М. : Научная ассоциация исследователей культуры, 2015. — 850 с.

1. Golovin YU.A., Kokhanaya O.Ye. Globalizm kak novaya religiya XXI veka // Russkiy universum v usloviyakh globalizatsii: sbornik statey uchastnikov Vserossiyskoy nauchnoprakticheskoy konferentsii (26-28 oktyabrya 2016 g.) / Nauch. red. Ye.V. Valeyeva, otv. red. S.V. Napalkov; Arzamasskiy filial NNGU; Fond «Russkiy mir». Sarov : Interkontakt, 2016. — S.14–22.

2. Golovin YU.A., Kokhana, O.Ye. Kritika liberal'noy ideologii kak kontsepta v paradigme mediaobrazovaniya // Voprosy teorii i praktiki zhurnalistiki. — 2016. — T. 5. — № 2. — S. 314–323.

3. Kokhanaya O.V. Russkaya ikonopis' kak unikal'noye kul'turnoye yavleniye // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. — 2015. — № 4. — S. 90–94.

4. Kokhanaya O.V. Ikonopis' kak soderzhatel'naya sostavlyayushchaya dukhovnosti cheloveka // Globalizatsiya i russkiy mir: sbornik statey uchastnikov Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii (26-28 oktyabrya 2016 g.) / Nauch. red. Ye.V. Valeyeva, otv. red. S.V. Napalkov; Arzamasskiy filial NNGU; Fond «Russkiy mir». Sarov : Interkontakt, 2016. — S.192–196.

5. Kokhanaya O.V. Dialektika sakral'nogo i profannogo v ikonopisnoy kul'ture Rossii : dis… kand. kul'tur. 24.00.01-Teoriya i istoriya kul'tury. M. : MGIK, 2019. — 195 s.

6. Polishchuk V.I. Kul'turologiya. M. : Gardariki, 1990. — 446 s.

7. Popov V. Otvet'te po sushchestvu // Literaturnaya gazeta. 2022. № 44 (6858). 2 noyabrya 2022. URL: https://lgz.ru/article/-44-6858-02-11-2022 (data obrashcheniya: 19.11.2022).

8. Fliyer A. YA. Kul'turologiya dlya kul'turologov. M. : Nauchnaya assotsiatsiya issledovateley kul'tury, 2015. — 850 s.

В эпоху глобальных потрясений, мировых катаклизмов и трансформаций жизнеспособность и стрессоустойчивость общества во многом зависит от уровня национального самосознания, самоуважения и нравственного, духовного единства общества. Духовно-нравственная ситуация, в которой оказалось нынешнее общество России, настораживает. Ведь культура и образование являются увеличительным стеклом духовно-нравственного развития нации. В моменты наиболее острого осознания глобальной трансформации миропорядка человеческое сознание пытается опереться на знания, заложенные во время образовательного процесса, а также свою культуру, ищет ответы на множество вопросов в изобразительном искусстве: кино, музыке, театре. Наибольшую ответственность в этих процессах перед нашим будущим, перед нашим подрастающим поколением несут, на наш взгляд, образовательная сфера, культура и искусство. Но что делать современному российскому обществу, нашей молодежи, которые за годы относительно спокойной мещанской жизни вдруг оказались полностью лишены опоры в виде искусства? С боем часов, в феврале 2022 года, пышные кареты превратились в тыквы, прекрасные лакеи в крыс, а блистательные одежды в лохмотья? Все это необходимо собрать и вынести на свалку современности.

Многие годы в массовой культуре многих стран, в том числе и нашей, акцент смещался на потребление культуры, а не на ее производство, то есть, на удовлетворение инстинктивных потребностей человека в жесткой ритмике, в острых ощущениях, в пресыщении и т.д. Это привело к деформации ценностных ориентаций в обществе, к обесцениванию высоких достижений духа, к предпочтению чисто внешних эффектов, к нивелировке сознания и утрате личностной культуры. «Сегодня очевидно, что один из либеральных проектов — европейский мультикультурализм — практически потерпел крах» [1, c. 21]. Можно сказать, что современная массовая культура — это выпадение из культуры [6]. И если европейское общество и культура пребывали в воспевании культуры потребления, эгоцентризма и мещанства многие десятилетия, и дальнейшее развитие этих тенденций кажется естественным процессом, то преобладание данных особенностей в нашей культуре вызывает недоумение. Некогда прекрасное, неповторимое искусство кино и музыки за двадцать с небольшим лет стало бездарным, пошлым, маскарадом бесталанных, пустых лицедеев. Зритель, слушатель, приходя в кино или слушая музыку, совсем недавно видел в главных героях отражение лучших сторон самого себя, своей сложной жизни простого человека: художника, учителя, врача, строителя, продавца, солдата, студента, иногда, мечтателя — волшебника. Но всегда это были живые, настоящие люди, чьи проблемы важны и интересны, а значит, интересен и сам простой человек. На данный момент в российском псевдоискусстве простому человеку уже давно нет места. Герои нашего времени — это бандиты, олигархи, бизнесмены и топ-менеджеры, живущие в пентхаусах с панорамным остеклением и т.д. События фильма или музыкального «произведения» обычно вращаются вокруг неограниченного потребления и отношений с проститутками, моделями, бизнес-вумен или «золушками». Земные люди мелькают в данных «произведениях» только в качестве массовки, в основном, как что-то презренное и не достойное внимания. Говорить о полной духовнонравственной пустоте подобных произведений также бессмысленно, как и об актерском, режиссерском или вокальном мастерстве исполнителей. Также большую популярность получили бесконечные низкопробные комедийные передачи и фильмы. Они выставляют напоказ сокровенные, интимные моменты жизни, восхваляют самые низменные качества человека и, напротив, высмеивают нравственность и духовность, нашу историю, символы государства, сакральные ценности нашего общества.

Для Цитирования:
Коханая Оксана Витальевна, Факторы воспитания и развития личности в эпоху экзистенциальных угроз. Ученый совет. 2023;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: