В эпоху глобальных потрясений, мировых катаклизмов и трансформаций жизнеспособность и стрессоустойчивость общества во многом зависит от уровня национального самосознания, самоуважения и нравственного, духовного единства общества. Духовно-нравственная ситуация, в которой оказалось нынешнее общество России, настораживает. Ведь культура и образование являются увеличительным стеклом духовно-нравственного развития нации. В моменты наиболее острого осознания глобальной трансформации миропорядка человеческое сознание пытается опереться на знания, заложенные во время образовательного процесса, а также свою культуру, ищет ответы на множество вопросов в изобразительном искусстве: кино, музыке, театре. Наибольшую ответственность в этих процессах перед нашим будущим, перед нашим подрастающим поколением несут, на наш взгляд, образовательная сфера, культура и искусство. Но что делать современному российскому обществу, нашей молодежи, которые за годы относительно спокойной мещанской жизни вдруг оказались полностью лишены опоры в виде искусства? С боем часов, в феврале 2022 года, пышные кареты превратились в тыквы, прекрасные лакеи в крыс, а блистательные одежды в лохмотья? Все это необходимо собрать и вынести на свалку современности.
Многие годы в массовой культуре многих стран, в том числе и нашей, акцент смещался на потребление культуры, а не на ее производство, то есть, на удовлетворение инстинктивных потребностей человека в жесткой ритмике, в острых ощущениях, в пресыщении и т.д. Это привело к деформации ценностных ориентаций в обществе, к обесцениванию высоких достижений духа, к предпочтению чисто внешних эффектов, к нивелировке сознания и утрате личностной культуры. «Сегодня очевидно, что один из либеральных проектов — европейский мультикультурализм — практически потерпел крах» [1, c. 21]. Можно сказать, что современная массовая культура — это выпадение из культуры [6]. И если европейское общество и культура пребывали в воспевании культуры потребления, эгоцентризма и мещанства многие десятилетия, и дальнейшее развитие этих тенденций кажется естественным процессом, то преобладание данных особенностей в нашей культуре вызывает недоумение. Некогда прекрасное, неповторимое искусство кино и музыки за двадцать с небольшим лет стало бездарным, пошлым, маскарадом бесталанных, пустых лицедеев. Зритель, слушатель, приходя в кино или слушая музыку, совсем недавно видел в главных героях отражение лучших сторон самого себя, своей сложной жизни простого человека: художника, учителя, врача, строителя, продавца, солдата, студента, иногда, мечтателя — волшебника. Но всегда это были живые, настоящие люди, чьи проблемы важны и интересны, а значит, интересен и сам простой человек. На данный момент в российском псевдоискусстве простому человеку уже давно нет места. Герои нашего времени — это бандиты, олигархи, бизнесмены и топ-менеджеры, живущие в пентхаусах с панорамным остеклением и т.д. События фильма или музыкального «произведения» обычно вращаются вокруг неограниченного потребления и отношений с проститутками, моделями, бизнес-вумен или «золушками». Земные люди мелькают в данных «произведениях» только в качестве массовки, в основном, как что-то презренное и не достойное внимания. Говорить о полной духовнонравственной пустоте подобных произведений также бессмысленно, как и об актерском, режиссерском или вокальном мастерстве исполнителей. Также большую популярность получили бесконечные низкопробные комедийные передачи и фильмы. Они выставляют напоказ сокровенные, интимные моменты жизни, восхваляют самые низменные качества человека и, напротив, высмеивают нравственность и духовность, нашу историю, символы государства, сакральные ценности нашего общества.