Для осуществления эффективного управления руководители сестринских служб должны овладеть современной теорией управления, менеджмента, лидерства, психологией управления и навыками управленческой деятельности.
В ходе профессиональной деятельности во взаимоотношениях работников неизбежно возникновение конфликтов. В современной литературе конфликты рассматриваются как норма производственных отношений, поскольку конфликты необходимы как регулятор отбора новаций, развития и движения организации вперед. Особенно важной является стратегия поведения человека в конфликтных и стрессовых ситуациях, которая необходима каждому руководителю [3].
Умение руководителя правильно выбрать стратегию выхода из конфликта — необходимое условие эффективной управленческой деятельности главных медицинских сестер [1].
Психологический климат коллектива напрямую влияет на качество работы медицинского персонала. Высокая культура обслуживания немыслима без уважительного и внимательного отношения сестринского персонала к пациентам. Поэтому создание спокойной обстановки в коллективе необходимо для качественного оказания медицинской помощи [2].
Необходимость исследования морально-психологического климата в коллективе рано или поздно возникает в любой организации. Исследование позволяет выявить мотивирующие условия персонала, а также демотивирующие факторы, негативно влияющие на отношения между персоналом и пациентами. Результаты исследования помогли выявить работников в состоянии стресса, оценить психоэмоциональную атмосферу коллектива и наметить пути выхода из сложных ситуаций, а также разработать мероприятия по их предупреждению.
Практическая полезность периодической оценки морально-психологического климата коллектива очевидна, так как позволяет вовремя диагностировать назревающие проблемы, а уже возникшие — решить оперативно [4].
Целью исследования является определение, изучение и оценка факторов, влияющих на возникновение конфликтных и стрессовых ситуаций в сестринском коллективе.