По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 614.2 DOI:10.33920/med-05-2409-05

Факторы, влияющие на развитие конфликтных ситуаций в среде медицинских работников. Возможности предупреждения и разрешения конфликтов

Екимова Наталия Алексеевна старшая медицинская сестра, ГБУЗ города Москвы «Городская клиническая больница имени С. П. Боткина» Департамента здравоохранения города Москвы, 125284, г. Москва, пр‑д 2‑й Боткинский, д. 5, e‑mail: ekimovana@internet.ru, https://orcid.org/0000-0002-9742-7005
Байдулина Анастасия Александровна бакалавр 4‑го курса направления подготовки "Сестринское дело", ФГБОУ ВО «Самарский государственный медицинский университет» Минздрава России, 443099, г. Самара, ул. Чапаевская, 89, e‑mail: n.schitowa1998@gmail.com, https://orcid.org/0000-0002-0163-8108

Конфликты в медицинских организациях являются одним из важных факторов, определяющих качество медицинской помощи. Исследование и разработка возможностей в разрешении конфликтов и управлении ими способствует повышению эффективности организации в целом и положительно влияет на качество оказываемой помощи. Цель. Исследование проблем и поиск возможных путей оптимизации управленческой деятельности по предупреждению и разрешению конфликтов в медицинской организации. Результаты. Проанализирован уровень удовлетворенности потребностей медицинских работников, выявлены предпочитаемые стратегии разрешения конфликтов, проанализировано влияние конфликтов на качество работы медицинских работников, определены роль руководителя сестринской службы в управлении конфликтами и пути совершенствования управления конфликтными ситуациями. Заключение. Конфликтные ситуации встречаются в любой области деятельности медицинской организации. При разрешении конфликтных ситуаций и руководители, и подчиненные нуждаются в проверенных процедурах взаимодействия в конфликте. Правильное и скорое разрешение конфликтов позволит свести к минимальным негативные последствия конфликтов.

Литература:

1. Егидес А. П. Психология конфликта: Учебное пособие /А. П. Егидес — М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия». — 2013; 320 с.

2. Жовтоножко В. В. Исторический анализ термина «социально-психологический климат в отечественной науке /В. В. Жовтоножко //Власть. — 2016. — Том. 24. — № 3; С. 163–167.

3. Романченко М. А. Проблема управления конфликтами в трудовых коллективах /М. А. Романченко //Молодежь и наука. — 2013; С. 37–56.

1. Egides A. P. Psychology of the conflict: Textbook /A. P. Egides-M.: Moscow Financial and Industrial University «Synergy». — 2013; 320 p. (In Russian)

2. Zhovtonozhko V. V. Historical analysis of the term «socio-psychological climate in Russian science /V. V. Zhovtonozhko //Power. — 2016. — Tom. 24. — No. 3; pp. 163–167. (In Russian)

3. Romanchenko M. A. The problem of conflict management in labor groups /M. A. Romanchenko //Youth and Science. — 2013; pp. 37–56. (In Russian)

Работающие в организациях люди различны между собой, они по-разному воспринимают производственные ситуации. Различия в восприятии могут приводить к тому, что люди не соглашаются друг с другом, происходит столкновение интересов и это становится причиной развития конфликта [1].

Негативная окраска слова «конфликт» связана с тем, что это явление часто сопровождается отрицательными эмоциями и соответствующим поведением людей, включенных в конфликтную ситуацию. А это влечет за собой ухудшение качества работы, что в деятельности медицинских работников является чрезвычайно важным [2].

Современная точка зрения заключается в том, что конфликт в организации не только возможен, но и желателен. Конфликты, конечно, не всегда имеют положительный характер, но во многих ситуациях конфликт помогает выявить различные точки зрения, дает дополнительную информацию, помогает выявить большее число альтернатив и т. д. Это делает процесс принятия решений более эффективным, а также дает людям возможность удовлетворить свои потребности в уважении и власти [3].

Руководитель, согласно своей роли, призван не только разрешать конфликты, но и предупреждать их. Согласно статистике, в среднем руководители тратят около 20 % своего рабочего времени на разрешение различного рода конфликтов.

Целью работы является исследование проблем и поиск возможных путей оптимизации управленческой деятельности по предупреждению и разрешению конфликтов в медицинской организации.

Для изучения конфликтов и их влияния на качество работы медицинского персонала нами была применена комплексная методика исследования, включающая:

• социологические методы (анкетирование, опрос);

• статистические методы (математический анализ, обработка данных);

• логический метод (сравнение).

Для нашего исследования были разработаны и апробированы две анкеты с целью изучения уровня конфликтности, факторов — стрессоров на рабочем месте, трудностей при разрешении конфликтных ситуаций, возникающих в медицинских коллективах, роли сестры-руководителя в урегулировании конфликта.

Для Цитирования:
Екимова Наталия Алексеевна, Байдулина Анастасия Александровна, Факторы, влияющие на развитие конфликтных ситуаций в среде медицинских работников. Возможности предупреждения и разрешения конфликтов. Врач скорой помощи. 2025;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: