Работающие в организациях люди различны между собой, они по-разному воспринимают производственные ситуации. Различия в восприятии могут приводить к тому, что люди не соглашаются друг с другом, происходит столкновение интересов и это становится причиной развития конфликта [1].
Негативная окраска слова «конфликт» связана с тем, что это явление часто сопровождается отрицательными эмоциями и соответствующим поведением людей, включенных в конфликтную ситуацию. А это влечет за собой ухудшение качества работы, что в деятельности медицинских работников является чрезвычайно важным [2].
Современная точка зрения заключается в том, что конфликт в организации не только возможен, но и желателен. Конфликты, конечно, не всегда имеют положительный характер, но во многих ситуациях конфликт помогает выявить различные точки зрения, дает дополнительную информацию, помогает выявить большее число альтернатив и т. д. Это делает процесс принятия решений более эффективным, а также дает людям возможность удовлетворить свои потребности в уважении и власти [3].
Руководитель, согласно своей роли, призван не только разрешать конфликты, но и предупреждать их. Согласно статистике, в среднем руководители тратят около 20 % своего рабочего времени на разрешение различного рода конфликтов.
Целью работы является исследование проблем и поиск возможных путей оптимизации управленческой деятельности по предупреждению и разрешению конфликтов в медицинской организации.
Для изучения конфликтов и их влияния на качество работы медицинского персонала нами была применена комплексная методика исследования, включающая:
• социологические методы (анкетирование, опрос);
• статистические методы (математический анализ, обработка данных);
• логический метод (сравнение).
Для нашего исследования были разработаны и апробированы две анкеты с целью изучения уровня конфликтности, факторов — стрессоров на рабочем месте, трудностей при разрешении конфликтных ситуаций, возникающих в медицинских коллективах, роли сестры-руководителя в урегулировании конфликта.