По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 614.2 DOI:10.33920/med-05-2409-05

Факторы, влияющие на развитие конфликтных ситуаций в среде медицинских работников. Возможности предупреждения и разрешения конфликтов

Екимова Наталия Алексеевна старшая медицинская сестра, ГБУЗ города Москвы «Городская клиническая больница имени С. П. Боткина» Департамента здравоохранения города Москвы, 125284, г. Москва, пр-д 2‑й Боткинский, д. 5, e-mail: ekimovana@internet.ru, https://orcid.org/0000-0002-9742-7005
Байдулина Анастасия Александровна бакалавр 4-го курса направления подготовки "Сестринское дело", ФГБОУ ВО «Самарский государственный медицинский университет» Минздрава России, 443099, г. Самара, ул. Чапаевская, 89, e-mail: n.schitowa1998@gmail.com, https://orcid.org/0000-0002-0163-8108

Конфликты в медицинских организациях являются одним из важных факторов, определяющих качество медицинской помощи. Исследование и разработка возможностей в разрешении конфликтов и управлении ими способствует повышению эффективности организации в целом и положительно влияет на качество оказываемой помощи. Цель. Исследование проблем и поиск возможных путей оптимизации управленческой деятельности по предупреждению и разрешению конфликтов в медицинской организации. Результаты. Проанализирован уровень удовлетворенности потребностей медицинских работников, выявлены предпочитаемые стратегии разрешения конфликтов, проанализировано влияние конфликтов на качество работы медицинских работников, определены роль руководителя сестринской службы в управлении конфликтами и пути совершенствования управления конфликтными ситуациями. Заключение. Конфликтные ситуации встречаются в любой области деятельности медицинской организации. При разрешении конфликтных ситуаций и руководители, и подчиненные нуждаются в проверенных процедурах взаимодействия в конфликте. Правильное и скорое разрешение конфликтов позволит свести к минимальным негативные последствия конфликтов.

Литература:

1. Егидес А. П. Психология конфликта: Учебное пособие /А. П. Егидес — М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия». — 2013; 320 с.

2. Жовтоножко В. В. Исторический анализ термина «социально-психологический климат в отечественной науке /В. В. Жовтоножко //Власть. — 2016. — Том. 24. — № 3; С. 163–167.

3. Романченко М. А. Проблема управления конфликтами в трудовых коллективах /М. А. Романченко //Молодежь и наука. — 2013; С. 37–56.

1. Egides A. P. Psychology of the conflict: Textbook /A. P. Egides-M.: Moscow Financial and Industrial University «Synergy». — 2013; 320 p. (In Russian)

2. Zhovtonozhko V. V. Historical analysis of the term «socio-psychological climate in Russian science /V. V. Zhovtonozhko //Power. — 2016. — Tom. 24. — No. 3; pp. 163–167. (In Russian)

3. Romanchenko M. A. The problem of conflict management in labor groups /M. A. Romanchenko //Youth and Science. — 2013; pp. 37–56. (In Russian)

Работающие в организациях люди различны между собой, они по-разному воспринимают производственные ситуации. Различия в восприятии могут приводить к тому, что люди не соглашаются друг с другом, происходит столкновение интересов и это становится причиной развития конфликта [1].

Негативная окраска слова «конфликт» связана с тем, что это явление часто сопровождается отрицательными эмоциями и соответствующим поведением людей, включенных в конфликтную ситуацию. А это влечет за собой ухудшение качества работы, что в деятельности медицинских работников является чрезвычайно важным [2].

Современная точка зрения заключается в том, что конфликт в организации не только возможен, но и желателен. Конфликты, конечно, не всегда имеют положительный характер, но во многих ситуациях конфликт помогает выявить различные точки зрения, дает дополнительную информацию, помогает выявить большее число альтернатив и т. д. Это делает процесс принятия решений более эффективным, а также дает людям возможность удовлетворить свои потребности в уважении и власти [3].

Руководитель, согласно своей роли, призван не только разрешать конфликты, но и предупреждать их. Согласно статистике, в среднем руководители тратят около 20 % своего рабочего времени на разрешение различного рода конфликтов.

Целью работы является исследование проблем и поиск возможных путей оптимизации управленческой деятельности по предупреждению и разрешению конфликтов в медицинской организации.

Для изучения конфликтов и их влияния на качество работы медицинского персонала нами была применена комплексная методика исследования, включающая:

• социологические методы (анкетирование, опрос);

• статистические методы (математический анализ, обработка данных);

• логический метод (сравнение).

Для нашего исследования были разработаны и апробированы две анкеты с целью изучения уровня конфликтности, факторов — стрессоров на рабочем месте, трудностей при разрешении конфликтных ситуаций, возникающих в медицинских коллективах, роли сестры-руководителя в урегулировании конфликта.

Для Цитирования:
Екимова Наталия Алексеевна, Байдулина Анастасия Александровна, Факторы, влияющие на развитие конфликтных ситуаций в среде медицинских работников. Возможности предупреждения и разрешения конфликтов. Медсестра. 2024;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: