По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 613.955 DOI:10.33920/med-08-2105-09

Факторы, влияющие на формирование физического развития детей и подростков на современном этапе (обзор литературы)

Ялаева Эрма Талгатовна старший преподаватель кафедры гигиены с курсом медико-профилактического дела ИДПО, ФГБОУ ВО «Башкирский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, 450008, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Ленина, д. 3, e-mail: erma.yalaeva.75@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-4474-5840
Степанов Евгений Георгиевич канд. мед. наук, доцент, руководитель Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан, 450054, Россия, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Р. Зорге, д. 58, e-mail: doctorce@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-0077-2468
Мочалкин Павел Александрович канд. мед. наук, и.о. заведующего кафедрой гигиены с курсом медико-профилактического дела ИДПО, ФГБОУ ВО «Башкирский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, 450008, Россия, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Ленина, д. 3, e-mail: marketing@dez-ufa.ru, https://orcid.org/0000-0001-7415-1299
Матузов Глеб Леонидович канд. техн. наук, начальник управления охраны труда, пожарной и экологической безопасности, доцент кафедры мобилизационной подготовки в здравоохранении и медицины катастроф, ФГБОУ ВО «Башкирский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, 450008, Россия, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Ленина, д. 3, e-mail: gleb-matuzov@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0003-2619-4184

Проанализированы научные работы ведущих специалистов гигиены детей и подростков по поисковым электронным базам данных (Web of Science, PubMed, eLIBRARY и Research Gate) согласно ключевым словам Physical development, Teenagers, Educational institutions, Intra-school environment. Из 277 найденных источников отобрано 115 с учетом ключевых слов, после проведенного анализа отобранной литературы в настоящее исследование в соответствии с темой работы было включено 49 источников. Установлено, что наиболее действенное влияние на физическое развитие оказывают социальные, биологические и экологические факторы. Определено, что школьная среда играет большую роль в формировании физического статуса, где ребенок проводит большую часть своего дня. Противоречивые сведения имеются о влиянии различных форм обучения на состояние здоровья: в учебных заведениях инновационного типа здоровых детей насчитывалось 2,3 %, в обычных школах — 10,1 %. Однако, по данным других авторов, более высокие антропометрические показатели были характерны для обучающихся учебных заведений нового типа.

Литература:

1. Кардашенко В. Н. Физическое развитие детей и подростков и охрана здоровья подрастающего поколения. Вестник Российской АМН. 1993; 5: 25–27.

2. Баранов А. А.,Кучма В. Р., Сухарева Л. М., Рапопорт И. К. Значение здоровья детей в формировании их гармоничного развития. Гигиена и санитария. 2015; 6: 58–62.

3. Golden N. H., Katzman D. K, Sawyer S. M. Update on the Medical Management of Eating Disorders in Adolescents. J Adolesc Health. 2015; 56 (4): 370–375.

4. Сидоренко Г. И., Кутепов Е. Н. К методологии диагностики распространенности преморбидных состояний среди населения. Гигиена и санитария. 1997; 1: 13–16.

5. Кучма В. Р., Скоблина Н. А., Платонова А. Г. Физическое развитие детей Украины и России в начале XXI столетия. Киев. 2013: 128.

6. Милушкина О. Ю., Федотов Д. М., Бокарева Н. А., Скоблина Н. А. Возрастная динамика мышечной силы современных школьников. Вестник Российского государственного медицинского университета. 2013; 1: 62–65.

7. Калашникова В. А., Новикова В. П., Смирнова Н. Н., Волкова И. С. Качество жизни у подростков с ожирением и сопутствующими заболеваниями. Профилактическая и клиническая медицина. 2018; 1 (66): 38–43.

8. Szklarska A. The epidemic of obesty — common problem: transfer of knowledge, education, prevention. Abstracts of 18th Congress of the European Anthropological Association «Human evolution and dispersals». 2012: 89.

9. Онищенко Г. Г. Санитарно-эпидемиологическое благополучие детского населения Российской Федерации. Педиатрическая фармакология. 2013; 2: 10–18.

10. Зорина И. Г. Влияние внутришкольных факторов на умственную работоспособность и состояние здоровья учащихся. Гигиена и санитария. 2006; 6: 48–51.

11. Сердюковская Г. Н. Социальные условия и состояние здоровья школьников. М. 1979: 184.

12. Кучма В. Р., Сухарева Л. М., Степанова. М. И. Гигиенические проблемы школьных инноваций. М. 2009: 240.

13. Устинова О. Ю., Лужецкий К. П., Маклакова О. А., Вандышева А. Ю., Алексеева А. В. Оценка эффективности использования ученических стульев новой конструкции в профилактике школьно-обусловленных заболеваний. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2014; 3: 24–27.

14. Сетко Н. П., Сетко А. Г. Актуальные проблемы развития школьной медицины на современном этапе. Лечение и профилактика. 2017: 57–62.

15. Гаврюшин М. Ю., Фролова О. В. Санитарно-гигиеническая характеристика условий обучения современных школьников. Здоровье и образование в XXI веке. 2017; 7: 76–80.

16. Валова А. Я., Сетко Н. П., Булычева Е. В., Сетко И. М. Особенности режима дня современных гимназистов начальной школы и при переходе к предметному обучению. Оренбургский медицинский вестник. 2017; 2 (18);V: 63–67.

17. Кучма В. Р., Соколова С. Б. Поведенческие риски, опасные для здоровья школьников в XXI веке. ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России. 2017: 170.

18. Суворова А. В., Якубова И. Ш., Иванова Н. П. Гигиена учебного процесса и состояние здоровья школьников при блочно-модульном обучении (монография). СПб. 2014: 160.

19. Кучма В. Р. История гигиены и охраны здоровья детей в России. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2013; 3: 13–17.

20. Громбах С. М. Предисловие. Гигиенические вопросы начального обучения в школе. М. 1978; 5: 3–9.

21. Рапопорт И. К., Степанов С. Ю., Панина О. С., Соколова С. Б., Поленова М. А., Чубаровский В. В., Рябова И. В., Цамерян А. П., Данова А. В. Биместровая модель организации учебного года в школе: состояние здоровья и мнение учащихся. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2015; 3: 17–22.

22. Валеева Э. Р., Зиятдинова А. И., Акберова Г. Р. Гигиеническая оценка внутришкольной среды в образовательных учреждениях различного типа. Современные проблемы науки и образования. 2015; 6: 59–66.

23. Валина С. Л., Штина И. Е., Ошева Л. В., Устинова О. Ю., Эйсфельд Д. А. Гигиеническая оценка учебного процесса в школах с различными образовательными программами. Гигиена и санитария. 2019; 2: 166–170.

24. Журавлева М. С., Сетко Н. П. Социально-гигиенические аспекты адаптации подростков в современных условиях жизнедеятельности. Гигиена и санитария. 2009; 1: 49–51.

25. Поляков А. Я. Сорокина А. В., Гигуз Т. Л., Богачанов Н. Д. Особенности морфофункционального статуса школьников, сформировавшегося в процессе адаптации к изменяющимся социально-экономическим условиям. Медицина труда и экология человека. 2017; 5: 73–78.

26. Баранов А. А., Щеплягина Л. А., Ямпольская Ю. А. Биологические особенности подросткового возраста. М. 2003: 5–53.

27. Щеплягина Л. А., Римарчук Г. В., Васечкина Л. И. Физическое развитие детей в условиях экологического неблагополучия. М. 2005: 28.

28. Боев В. М., Верещагин Н. Н., Скачкова М. А., Быстрых В. В., Скачков М. В. Экология человека на урбанизированных и сельских территориях. Оренбург. 2003: 392.

29. Максимова Т. М. Социальный градиент в формировании здоровья детей. Здравоохранение Российской Федерации. 2013; 2: 43–46.

30. Нетребенко O. K., Ладодо К. С. Социально-экономический статус семьи: влияние на питание и здоровье ребенка. Вопросы питания. 2017; 1: 42–43.

31. Леонова И. А., Хомич М. М. Физическое развитие детей в семьях с различным материальным положением. Гигиена и санитария. 2010; 2: 72–74.

32. Сухарев А. Г. Образовательная среда и здоровье учащихся. М. 2009: 256.

33. Кучма В. Р., Соколова С. Б. Поведенческие риски, опасные для здоровья школьников в XXI веке. ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России. 2017: 170.

34. Денисов Л. А., Нехорошева Е. В., Авраменко В. Г. Исследование субъективных предпосылок здорового образа жизни у обучающихся образовательных организаций. Санитарный врач. 2020; 2: 47–56

35. Benowits N. L. Cigarette smoking and nicotine addiction. Med Clin North Am. 2012; 76: 415–437.

36. Михайлов А. И., Кириллов В. Ф., Сланин С. В., Фролова Т. М., Матафанова Т. А. Вредные привычки подростков и их связь с показателями здоровья. Здоровье населения и среда обитания. 2009; 1: 18–23.

37. Курганов С. А. Влияние продолжительности сна на успеваемость старших школьников. Мат. X Международного осеннего симпозиума. Центр научной мысли. 2015: 83–85.

38. Spruyt K. Sleep duration, sleep regularity, body weight, and metabolic homeostasis in school age children. Pediatrics. 2011; 127 (2): 345–352.

39. Каширская Н. Ю., Капранов Н. И. Закономерности формирования роста и развития здорового ребенка. Российский педиатрический журнал. 2002; 6: 26–30.

40. Мехелен В. В. Физическая активность, физическая форма и здоровье. Вопросы питания. 2010; 3: 26–27.

41. Козлов А. К. Оценка физического развития ребенка как один из показателей физического здоровья. Актуальные проблемы здоровья детей и подростков и пути их решения. Под ред. чл.-корр. РАМН, проф. Кучмы В. Р. М. 2012: 188–189.

42. Костюченкова Е. А. Особенности физического развития детей на современном этапе. Вестник Смоленской медицинской академии. 2011; 3: 1–9.

43. Appleton A. A., Loucks E. B., Buka S. L., Rimm E., Kubzansky L. D. Childhood emotional functioning and the developmental origins of cardiovascular disease risk. Epidemiol Community Health. 2013; 67.5: 405–411.

44. Богомолова Е. С. Гигиеническое обоснование мониторинга роста и развития школьников в системе «здоровье — среда обитания». Н. Новгород. 2010.

45. Баранов А. А., Кучма В. Р. Физическое развитие детей и подростков Российской Федерации. М. 2013; VI: 192.

46. Царева Н. И., Варламова Н. О. Проблемы питания детей в образовательных учреждениях. Стратегия развития индустрии гостеприимства и туризма. Орловский государственный университет им. И. С. Тургенева. 2018: 530–533.

47. Кучма В. Р., Горелова Ж. Ю.. Международный опыт организации школьного питания. Вопросы современной педиатрии. 2008; 2: 14–21.

48. Более безопасное будущее. Глобальная безопасность в области общественного здравоохранения в XXI веке. Обзор. Доклад ВОЗ о состоянии здравоохранения в мире. 2015.

49. Тутельян В. А., Хотимченко С. А. Селен как эссенциальный и дефицитный фактор в питании населения России. Вестник РАМН. 2001; 6: 31–4.

1. Kardashenko V. N. Physical development of children and adolescents and health protection of the younger generation. Vestnik Rossijskoj AMN. 1993; 5: 25–27. (in Russian)

2. Baranov A. A., Kuchma V. R., Sukhareva L. M., Rapoport I. K. The importance of children’s health in the formation of their harmonious development. Gigiena i sanitarija. 2015; 6: 58–62. (in Russian)

3. Golden N. H., Katzman D. K, Sawyer [et al] S. M. Update on the Medical Management of Eating Disorders in Adolescents. J Adolesc Health. 2015.56 (4): 370–375.

4. Sidorenko G. I., Kutepov E. N. To the methodology for diagnosing the prevalence of premorbid conditions among the population. Gigiena i sanitarija. 1997; 1: 13–16. (in Russian)

5. Kuchma V. R., Skoblina N. A., Platonova A. G. Physical development of children of Ukraine and Russia at the beginning of the XXI century. Kiev. 2013: 128. (in Russian)

6. Milushkina O. Yu., Fedotov D. M., Bochkareva N. A., Skoblina N. A. Age dynamics of muscle strength of modern schoolchildren. Vestnik Rossijskogo gosudarstvennogo medicinskogo universiteta. 2013; 1: 62–65. (in Russian)

7. Kalashnikova V. A., Novikova V. P., Smirnova N. N., Volkova I. S. Quality of life in adolescents with obesity and concomitant diseases. Profilakticheskaja i klinicheskaja medicina. 2018; 1 (66): 38–43. (in Russian)

8. Szklarska A. The epidemic of obesty — common problem: transfer of knowledge, education, prevention. Abstracts of 18th Congress of the European Anthropological Association «Human evolution and dispersals». 2012: 89.

9. Onishchenko G. G. Sanitary and epidemiological well-being of the children’s population of the Russian Federation. Pediatricheskaja farmakologija. 2013; 2: 10–18. (in Russian)

10. Zorina I. G. Influence of intra-school factors on mental performance and the state of health of students. Gigiena i sanitarija. 2006; 6: 48–51. (in Russian)

11. Serdyukovskaya G. N. Social conditions and the state of health of schoolchildren. M. 1979: 184. (in Russian)

12. Kuchma V. R., Sukhareva L. M., Stepanova. M. I. Hygienic problems of school innovations. M. 2009: 240. (in Russian)

13. Ustinova O. Yu., Luzhetsky K. P., Maklakova O. A., Vandysheva A. Yu., Alekseeva A. V. Evaluation of the effectiveness of using student chairs of a new design in the prevention of school-related diseases. Voprosy shkol’noj i universitetskoj mediciny i zdorov’ja. 2014; 3: 24–27. (in Russian)

14. Setko N. P., Setko A. G. Actual problems of school medicine development at the present stage. Lechenie i profi laktika. 2017: 57–62. (in Russian)

15. Gavryushin M.Yu., Frolova O. V. Sanitary and hygienic characteristics of the teaching conditions of modern schoolchildren. Zdorov’e i obrazovanie v XXI veke. 2017; 7: 76–80. (in Russian)

16. Valova A. Yu., Setko N. P., Bulycheva E. V., Setko I. M. Features of the daily routine of modern primary school high school students and in the transition to subject training. Orenburgskij medicinskij vestnik. 2017; 2 (18); V: 63–67. (in Russian)

17. Kuchma V. R., Sokolova S. B. Behavioral risks dangerous for the health of schoolchildren in the XXI century. FSAU «NMIC of Children’s Health» of the Ministry of Health of the Russian Federation. 2017: 170. (in Russian)

18. Suvorova A. V., Yakubova I. Sh., Ivanova N. P. Hygiene of the educational process and the state of health of schoolchildren in block-modular education (monograph). St. Petersburg, 2014: 160. (in Russian)

19. Kuchma V. R. History of hygiene and health protection of children in Russia. Questions of school and university medicine and health. 2013; 3: 13–17. (in Russian)

20. Grombakh S. M. Preface. Hygienic issues of primary education at school. M. 1978; 5: 3–9. (in Russian)

21. Rapoport I. K., Stepanov S. Yu., Panina O. S., Sokolova S. B., Polenova M. A., Chubarovsky V. V., Ryabova I. V., Tsameryan A. P., Danova A. V. Bimestrovaya model of the organization of the school year in school: the state of health and the opinion of students. Voprosy shkol’noj i universitetskoj mediciny i zdorov’ja. 2015; 3: 17–22. (in Russian)

22. Valeeva E. R., Ziyatdinova A. I., Akberova G. R. Hygienic assessment of the intra-school environment in educational institutions of various types. Sovremennye problemy nauki i obrazovanija. 2015; 6: 59–66. (in Russian)

23. Valina S. L., Shtina I. E., Osheva L. V., Ustinova O. Yu., Eisfeld D. A. Hygienic assessment of the educational process in schools with various educational programs. Gigiena i sanitarija. 2019; 2: 166–170. (in Russian)

24. Zhuravleva M. S., Setko N. P. Socio-hygienic aspects of adaptation of adolescents in modern conditions of life. Gigiena i sanitarija. 2009; 1: 49–51. (in Russian)

25. Polyakov A. Ya. Sorokina A. V., Giguz T. L., Bogachanov N. D. Features of the morphofunctional status of schoolchildren formed in the process of adaptation to changing socio-economic conditions. Medicina truda i jekologija cheloveka. 2017; 5: 73–78. (in Russian)

26. Baranov A. A., Shcheplyagina L. A., Yampolskaya Yu. A. Biological features of adolescence. M. 2003: 5–53. (in Russian)

27. Shcheplyagina L. A., Rimarchuk G. V., Vasechkina L. I. Physical development of children in the conditions of ecological distress. M. 2005: 28. (in Russian)

28. Boev V. M., Vereshchagin N. N., Skachkova M. A., Bystry V. V., Skachkov M. V. Human ecology in urbanized and rural areas. Orenburg, 2003: 392. (in Russian)

29. Maksimova T. M. Social gradient in the formation of children’s health. Healthcare of the Russian Federation. 2013; 2: 43–46. (in Russian)

30. Netrebenko O. K., Ladodo K. S. Socio-economic status of the family: impact on the nutrition and health of the child. Voprosy pitanija. 2017; 1: 42–43. (in Russian)

31. Leonova I. A., Khomich M. M. Physical development of children in families with different financial status. Gigiena i sanitarija. 2010; 2: 72–74. (in Russian)

32. Sukharev A. G. Educational environment and health of students. Moscow, 2009: 256. (in Russian)

33. Kuchma V. R., Sokolova S. B. Behavioral risks dangerous for the health of schoolchildren in the XXI century. FSAU «NMIC of Children’s Health» of the Ministry of Health of the Russian Federation. 2017: 170. (in Russian)

34. Denisov L. A., Nekhorosheva E. V., Avramenko V. G. Research of subjective prerequisites of a healthy lifestyle in students of educational organizations. Sanitarnyj vrach (Sanitary doctor). 2020; 2: 47–56. (in Russian)

35. Benowits N. L. Cigarette smoking and nicotine addiction. Med Clin North Am. 2012; 76: 415–437.

36. Mikhailov A. I., Kirillov V. F., Slavin S. V., Frolova T. M., Matafonova T. A. Harmful habits of adolescents and their relationship with health indicators. Zdorov’e naselenija i sreda obitanija. 2009; 1: 18–23. (in Russian)

37. Kurganov S. A. Influence of sleep duration on the academic performance of senior schoolchildren. Mat. X International Autumn Symposium. Centr nauchnoj mysli. 2015: 83–85. (in Russian)

38. Spruyt K. Sleep duration, sleep regularity, body weight, and metabolic homeostasis in school age children. Pediatrics. 2011; 127 (2): 345–352.

39. Kashirskaya N. Yu., Kapranov N. I. Regularities of formation of growth and development of a healthy child. Rossijskij pediatricheskij zhurnal. 2002; 6: 26–30. (in Russian)

40. Mechelen V. V. Physical activity, physical form and health. Voprosy pitanija. 2010; 3: 26–27. (in Russian)

41. Kozlov A. K. Evaluation of the child’s physical development as one of the indicators of physical health. Current health problems of children and adolescents and ways to solve them. Ed. by corresponding Member of the Russian Academy of Sciences, prof. Kuchma V. R. M. 2012: 188–189. (in Russian)

42. Kostyuchenkova E. A. Features of physical development of children at the present stage. Vestnik Smolenskoj medicinskoj akademii. 2011; 3: 1–9. (in Russian)

43. Appleton A. A., Loucks E. B., Buka S. L., Rimm E., Kubzansky L. D. Childhood emotional functioning and the developmental origins of cardiovascular disease risk. Epidemiol Community Health. 2013; 67.5: 405–411.

44. Bogomolova E. S. Hygienic justification of monitoring the growth and development of schoolchildren in the system «health-habitat». N. Novgorod. 2010. (in Russian)

45. Baranov A. A., Kuchma V. R. Physical development of children and adolescents of the Russian Federation. M. 2013; VI: 192. (in Russian)

46. Tsareva N. I., Varlamova N. O. Problems of nutrition of children in educational institutions. Strategy for the development of the hospitality and tourism industry. Oryol State University named after I. S. Turgenev. 2018: 530–533. (in Russian)

47. Kuchma V. R., Gorelova Zh. Yu. International experience in the organization of school meals. Voprosy sovremennoj pediatrii. 2008; 2: 14–21. (in Russian)

48. A safer future. Global public health security in the twenty-first century. Review. WHO report on the state of world health. 2015.

49. Tutelyan V. A. Khotimchenko S. A. Selenium as an essential and deficient factor in the nutrition of the Russian population. Vestnik RAMS. 2001; 6: 31–34. (in Russian)

Физическое развитие является интегральным показателем санитарно-гигиенического благополучия детского населения, отражает влияние многообразных факторов внешнего и внутреннего проявления на подрастающее поколение [1]. В отечественной и зарубежной литературе нет единого мнения относительно первичных воздействий на физический статус [2, 3]. Однако вклад эколого-гигиенических, медико-биологических и социально-экономических факторов в развитие негативных эффектов в состоянии физического развития и здоровья юного поколения весьма различен в зависимости от возраста и пола [4].

Цель настоящего исследования — анализ работ, посвященных факторам, влияющим на физическое развитие детей и подростков, проживающих в различных регионах Российской Федерации.

Были изучены и проанализированы научные работы ведущих специалистов гигиены детей и подростков, посвященные факторам, влияющим на формирование физического развития детей и подростков на современном этапе, по поисковым электронным базам данных (Web of Science, PubMed, eLIBRARY и Research Gate) согласно ключевым словам Physical development, Teenagers, Educational institutions, Intra-school environment. Из 277 найденных источников авторами было отобрано 115 с учетом ключевых слов, после проведенного анализа отобранной литературы в настоящее исследование в соответствии с темой работы было включено 49 источников.

Важной особенностью последнего десятилетия является стремительный рост числа и отклонений соотношения факторов, влияющих на физическое развитие [5]. Однако определяющую роль в изменениях детского организма на современном этапе, как отмечает Е. С. Богомолова [6], играют три группы факторов, складывающихся из генотипа популяции, образа жизни и состояния окружающей среды. В результате сложилось довольно четкое и объективное представление, что ведущими факторами, оказывающими действенное влияние на физическое развитие нарождающегося и подрастающего поколения, являются социальные, экологические и биологические, они приводят к ухудшению качества жизни и питания [7]. Кроме того, есть сведения о влиянии макроэкономических показателей на физическое развитие юного поколения, зависящего от уровня экономического состояния страны, и чем выше уровень экономики, тем выше распространенность таких антропометрических показателей, как избыточная масса тела и ожирение среди детей и подростков [8].

Для Цитирования:
Ялаева Эрма Талгатовна, Степанов Евгений Георгиевич, Мочалкин Павел Александрович, Матузов Глеб Леонидович, Факторы, влияющие на формирование физического развития детей и подростков на современном этапе (обзор литературы). Санитарный врач. 2021;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: