По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 613.955 DOI:10.33920/med-08-2105-09

Факторы, влияющие на формирование физического развития детей и подростков на современном этапе (обзор литературы)

Ялаева Эрма Талгатовна старший преподаватель кафедры гигиены с курсом медико-профилактического дела ИДПО, ФГБОУ ВО «Башкирский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, 450008, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Ленина, д. 3, e-mail: erma.yalaeva.75@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-4474-5840
Степанов Евгений Георгиевич канд. мед. наук, доцент, руководитель Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан, 450054, Россия, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Р. Зорге, д. 58, e-mail: doctorce@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-0077-2468
Мочалкин Павел Александрович канд. мед. наук, и.о. заведующего кафедрой гигиены с курсом медико-профилактического дела ИДПО, ФГБОУ ВО «Башкирский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, 450008, Россия, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Ленина, д. 3, e-mail: marketing@dez-ufa.ru, https://orcid.org/0000-0001-7415-1299
Матузов Глеб Леонидович канд. техн. наук, начальник управления охраны труда, пожарной и экологической безопасности, доцент кафедры мобилизационной подготовки в здравоохранении и медицины катастроф, ФГБОУ ВО «Башкирский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, 450008, Россия, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Ленина, д. 3, e-mail: gleb-matuzov@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0003-2619-4184

Проанализированы научные работы ведущих специалистов гигиены детей и подростков по поисковым электронным базам данных (Web of Science, PubMed, eLIBRARY и Research Gate) согласно ключевым словам Physical development, Teenagers, Educational institutions, Intra-school environment. Из 277 найденных источников отобрано 115 с учетом ключевых слов, после проведенного анализа отобранной литературы в настоящее исследование в соответствии с темой работы было включено 49 источников. Установлено, что наиболее действенное влияние на физическое развитие оказывают социальные, биологические и экологические факторы. Определено, что школьная среда играет большую роль в формировании физического статуса, где ребенок проводит большую часть своего дня. Противоречивые сведения имеются о влиянии различных форм обучения на состояние здоровья: в учебных заведениях инновационного типа здоровых детей насчитывалось 2,3 %, в обычных школах — 10,1 %. Однако, по данным других авторов, более высокие антропометрические показатели были характерны для обучающихся учебных заведений нового типа.

Литература:

1. Кардашенко В. Н. Физическое развитие детей и подростков и охрана здоровья подрастающего поколения. Вестник Российской АМН. 1993; 5: 25–27.

2. Баранов А. А.,Кучма В. Р., Сухарева Л. М., Рапопорт И. К. Значение здоровья детей в формировании их гармоничного развития. Гигиена и санитария. 2015; 6: 58–62.

3. Golden N. H., Katzman D. K, Sawyer S. M. Update on the Medical Management of Eating Disorders in Adolescents. J Adolesc Health. 2015; 56 (4): 370–375.

4. Сидоренко Г. И., Кутепов Е. Н. К методологии диагностики распространенности преморбидных состояний среди населения. Гигиена и санитария. 1997; 1: 13–16.

5. Кучма В. Р., Скоблина Н. А., Платонова А. Г. Физическое развитие детей Украины и России в начале XXI столетия. Киев. 2013: 128.

6. Милушкина О. Ю., Федотов Д. М., Бокарева Н. А., Скоблина Н. А. Возрастная динамика мышечной силы современных школьников. Вестник Российского государственного медицинского университета. 2013; 1: 62–65.

7. Калашникова В. А., Новикова В. П., Смирнова Н. Н., Волкова И. С. Качество жизни у подростков с ожирением и сопутствующими заболеваниями. Профилактическая и клиническая медицина. 2018; 1 (66): 38–43.

8. Szklarska A. The epidemic of obesty — common problem: transfer of knowledge, education, prevention. Abstracts of 18th Congress of the European Anthropological Association «Human evolution and dispersals». 2012: 89.

9. Онищенко Г. Г. Санитарно-эпидемиологическое благополучие детского населения Российской Федерации. Педиатрическая фармакология. 2013; 2: 10–18.

10. Зорина И. Г. Влияние внутришкольных факторов на умственную работоспособность и состояние здоровья учащихся. Гигиена и санитария. 2006; 6: 48–51.

11. Сердюковская Г. Н. Социальные условия и состояние здоровья школьников. М. 1979: 184.

12. Кучма В. Р., Сухарева Л. М., Степанова. М. И. Гигиенические проблемы школьных инноваций. М. 2009: 240.

13. Устинова О. Ю., Лужецкий К. П., Маклакова О. А., Вандышева А. Ю., Алексеева А. В. Оценка эффективности использования ученических стульев новой конструкции в профилактике школьно-обусловленных заболеваний. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2014; 3: 24–27.

14. Сетко Н. П., Сетко А. Г. Актуальные проблемы развития школьной медицины на современном этапе. Лечение и профилактика. 2017: 57–62.

15. Гаврюшин М. Ю., Фролова О. В. Санитарно-гигиеническая характеристика условий обучения современных школьников. Здоровье и образование в XXI веке. 2017; 7: 76–80.

16. Валова А. Я., Сетко Н. П., Булычева Е. В., Сетко И. М. Особенности режима дня современных гимназистов начальной школы и при переходе к предметному обучению. Оренбургский медицинский вестник. 2017; 2 (18);V: 63–67.

17. Кучма В. Р., Соколова С. Б. Поведенческие риски, опасные для здоровья школьников в XXI веке. ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России. 2017: 170.

18. Суворова А. В., Якубова И. Ш., Иванова Н. П. Гигиена учебного процесса и состояние здоровья школьников при блочно-модульном обучении (монография). СПб. 2014: 160.

19. Кучма В. Р. История гигиены и охраны здоровья детей в России. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2013; 3: 13–17.

20. Громбах С. М. Предисловие. Гигиенические вопросы начального обучения в школе. М. 1978; 5: 3–9.

21. Рапопорт И. К., Степанов С. Ю., Панина О. С., Соколова С. Б., Поленова М. А., Чубаровский В. В., Рябова И. В., Цамерян А. П., Данова А. В. Биместровая модель организации учебного года в школе: состояние здоровья и мнение учащихся. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2015; 3: 17–22.

22. Валеева Э. Р., Зиятдинова А. И., Акберова Г. Р. Гигиеническая оценка внутришкольной среды в образовательных учреждениях различного типа. Современные проблемы науки и образования. 2015; 6: 59–66.

23. Валина С. Л., Штина И. Е., Ошева Л. В., Устинова О. Ю., Эйсфельд Д. А. Гигиеническая оценка учебного процесса в школах с различными образовательными программами. Гигиена и санитария. 2019; 2: 166–170.

24. Журавлева М. С., Сетко Н. П. Социально-гигиенические аспекты адаптации подростков в современных условиях жизнедеятельности. Гигиена и санитария. 2009; 1: 49–51.

25. Поляков А. Я. Сорокина А. В., Гигуз Т. Л., Богачанов Н. Д. Особенности морфофункционального статуса школьников, сформировавшегося в процессе адаптации к изменяющимся социально-экономическим условиям. Медицина труда и экология человека. 2017; 5: 73–78.

26. Баранов А. А., Щеплягина Л. А., Ямпольская Ю. А. Биологические особенности подросткового возраста. М. 2003: 5–53.

27. Щеплягина Л. А., Римарчук Г. В., Васечкина Л. И. Физическое развитие детей в условиях экологического неблагополучия. М. 2005: 28.

28. Боев В. М., Верещагин Н. Н., Скачкова М. А., Быстрых В. В., Скачков М. В. Экология человека на урбанизированных и сельских территориях. Оренбург. 2003: 392.

29. Максимова Т. М. Социальный градиент в формировании здоровья детей. Здравоохранение Российской Федерации. 2013; 2: 43–46.

30. Нетребенко O. K., Ладодо К. С. Социально-экономический статус семьи: влияние на питание и здоровье ребенка. Вопросы питания. 2017; 1: 42–43.

31. Леонова И. А., Хомич М. М. Физическое развитие детей в семьях с различным материальным положением. Гигиена и санитария. 2010; 2: 72–74.

32. Сухарев А. Г. Образовательная среда и здоровье учащихся. М. 2009: 256.

33. Кучма В. Р., Соколова С. Б. Поведенческие риски, опасные для здоровья школьников в XXI веке. ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России. 2017: 170.

34. Денисов Л. А., Нехорошева Е. В., Авраменко В. Г. Исследование субъективных предпосылок здорового образа жизни у обучающихся образовательных организаций. Санитарный врач. 2020; 2: 47–56

35. Benowits N. L. Cigarette smoking and nicotine addiction. Med Clin North Am. 2012; 76: 415–437.

36. Михайлов А. И., Кириллов В. Ф., Сланин С. В., Фролова Т. М., Матафанова Т. А. Вредные привычки подростков и их связь с показателями здоровья. Здоровье населения и среда обитания. 2009; 1: 18–23.

37. Курганов С. А. Влияние продолжительности сна на успеваемость старших школьников. Мат. X Международного осеннего симпозиума. Центр научной мысли. 2015: 83–85.

38. Spruyt K. Sleep duration, sleep regularity, body weight, and metabolic homeostasis in school age children. Pediatrics. 2011; 127 (2): 345–352.

39. Каширская Н. Ю., Капранов Н. И. Закономерности формирования роста и развития здорового ребенка. Российский педиатрический журнал. 2002; 6: 26–30.

40. Мехелен В. В. Физическая активность, физическая форма и здоровье. Вопросы питания. 2010; 3: 26–27.

41. Козлов А. К. Оценка физического развития ребенка как один из показателей физического здоровья. Актуальные проблемы здоровья детей и подростков и пути их решения. Под ред. чл.-корр. РАМН, проф. Кучмы В. Р. М. 2012: 188–189.

42. Костюченкова Е. А. Особенности физического развития детей на современном этапе. Вестник Смоленской медицинской академии. 2011; 3: 1–9.

43. Appleton A. A., Loucks E. B., Buka S. L., Rimm E., Kubzansky L. D. Childhood emotional functioning and the developmental origins of cardiovascular disease risk. Epidemiol Community Health. 2013; 67.5: 405–411.

44. Богомолова Е. С. Гигиеническое обоснование мониторинга роста и развития школьников в системе «здоровье — среда обитания». Н. Новгород. 2010.

45. Баранов А. А., Кучма В. Р. Физическое развитие детей и подростков Российской Федерации. М. 2013; VI: 192.

46. Царева Н. И., Варламова Н. О. Проблемы питания детей в образовательных учреждениях. Стратегия развития индустрии гостеприимства и туризма. Орловский государственный университет им. И. С. Тургенева. 2018: 530–533.

47. Кучма В. Р., Горелова Ж. Ю.. Международный опыт организации школьного питания. Вопросы современной педиатрии. 2008; 2: 14–21.

48. Более безопасное будущее. Глобальная безопасность в области общественного здравоохранения в XXI веке. Обзор. Доклад ВОЗ о состоянии здравоохранения в мире. 2015.

49. Тутельян В. А., Хотимченко С. А. Селен как эссенциальный и дефицитный фактор в питании населения России. Вестник РАМН. 2001; 6: 31–4.

1. Kardashenko V. N. Physical development of children and adolescents and health protection of the younger generation. Vestnik Rossijskoj AMN. 1993; 5: 25–27. (in Russian)

2. Baranov A. A., Kuchma V. R., Sukhareva L. M., Rapoport I. K. The importance of children’s health in the formation of their harmonious development. Gigiena i sanitarija. 2015; 6: 58–62. (in Russian)

3. Golden N. H., Katzman D. K, Sawyer [et al] S. M. Update on the Medical Management of Eating Disorders in Adolescents. J Adolesc Health. 2015.56 (4): 370–375.

4. Sidorenko G. I., Kutepov E. N. To the methodology for diagnosing the prevalence of premorbid conditions among the population. Gigiena i sanitarija. 1997; 1: 13–16. (in Russian)

5. Kuchma V. R., Skoblina N. A., Platonova A. G. Physical development of children of Ukraine and Russia at the beginning of the XXI century. Kiev. 2013: 128. (in Russian)

6. Milushkina O. Yu., Fedotov D. M., Bochkareva N. A., Skoblina N. A. Age dynamics of muscle strength of modern schoolchildren. Vestnik Rossijskogo gosudarstvennogo medicinskogo universiteta. 2013; 1: 62–65. (in Russian)

7. Kalashnikova V. A., Novikova V. P., Smirnova N. N., Volkova I. S. Quality of life in adolescents with obesity and concomitant diseases. Profilakticheskaja i klinicheskaja medicina. 2018; 1 (66): 38–43. (in Russian)

8. Szklarska A. The epidemic of obesty — common problem: transfer of knowledge, education, prevention. Abstracts of 18th Congress of the European Anthropological Association «Human evolution and dispersals». 2012: 89.

9. Onishchenko G. G. Sanitary and epidemiological well-being of the children’s population of the Russian Federation. Pediatricheskaja farmakologija. 2013; 2: 10–18. (in Russian)

10. Zorina I. G. Influence of intra-school factors on mental performance and the state of health of students. Gigiena i sanitarija. 2006; 6: 48–51. (in Russian)

11. Serdyukovskaya G. N. Social conditions and the state of health of schoolchildren. M. 1979: 184. (in Russian)

12. Kuchma V. R., Sukhareva L. M., Stepanova. M. I. Hygienic problems of school innovations. M. 2009: 240. (in Russian)

13. Ustinova O. Yu., Luzhetsky K. P., Maklakova O. A., Vandysheva A. Yu., Alekseeva A. V. Evaluation of the effectiveness of using student chairs of a new design in the prevention of school-related diseases. Voprosy shkol’noj i universitetskoj mediciny i zdorov’ja. 2014; 3: 24–27. (in Russian)

14. Setko N. P., Setko A. G. Actual problems of school medicine development at the present stage. Lechenie i profi laktika. 2017: 57–62. (in Russian)

15. Gavryushin M.Yu., Frolova O. V. Sanitary and hygienic characteristics of the teaching conditions of modern schoolchildren. Zdorov’e i obrazovanie v XXI veke. 2017; 7: 76–80. (in Russian)

16. Valova A. Yu., Setko N. P., Bulycheva E. V., Setko I. M. Features of the daily routine of modern primary school high school students and in the transition to subject training. Orenburgskij medicinskij vestnik. 2017; 2 (18); V: 63–67. (in Russian)

17. Kuchma V. R., Sokolova S. B. Behavioral risks dangerous for the health of schoolchildren in the XXI century. FSAU «NMIC of Children’s Health» of the Ministry of Health of the Russian Federation. 2017: 170. (in Russian)

18. Suvorova A. V., Yakubova I. Sh., Ivanova N. P. Hygiene of the educational process and the state of health of schoolchildren in block-modular education (monograph). St. Petersburg, 2014: 160. (in Russian)

19. Kuchma V. R. History of hygiene and health protection of children in Russia. Questions of school and university medicine and health. 2013; 3: 13–17. (in Russian)

20. Grombakh S. M. Preface. Hygienic issues of primary education at school. M. 1978; 5: 3–9. (in Russian)

21. Rapoport I. K., Stepanov S. Yu., Panina O. S., Sokolova S. B., Polenova M. A., Chubarovsky V. V., Ryabova I. V., Tsameryan A. P., Danova A. V. Bimestrovaya model of the organization of the school year in school: the state of health and the opinion of students. Voprosy shkol’noj i universitetskoj mediciny i zdorov’ja. 2015; 3: 17–22. (in Russian)

22. Valeeva E. R., Ziyatdinova A. I., Akberova G. R. Hygienic assessment of the intra-school environment in educational institutions of various types. Sovremennye problemy nauki i obrazovanija. 2015; 6: 59–66. (in Russian)

23. Valina S. L., Shtina I. E., Osheva L. V., Ustinova O. Yu., Eisfeld D. A. Hygienic assessment of the educational process in schools with various educational programs. Gigiena i sanitarija. 2019; 2: 166–170. (in Russian)

24. Zhuravleva M. S., Setko N. P. Socio-hygienic aspects of adaptation of adolescents in modern conditions of life. Gigiena i sanitarija. 2009; 1: 49–51. (in Russian)

25. Polyakov A. Ya. Sorokina A. V., Giguz T. L., Bogachanov N. D. Features of the morphofunctional status of schoolchildren formed in the process of adaptation to changing socio-economic conditions. Medicina truda i jekologija cheloveka. 2017; 5: 73–78. (in Russian)

26. Baranov A. A., Shcheplyagina L. A., Yampolskaya Yu. A. Biological features of adolescence. M. 2003: 5–53. (in Russian)

27. Shcheplyagina L. A., Rimarchuk G. V., Vasechkina L. I. Physical development of children in the conditions of ecological distress. M. 2005: 28. (in Russian)

28. Boev V. M., Vereshchagin N. N., Skachkova M. A., Bystry V. V., Skachkov M. V. Human ecology in urbanized and rural areas. Orenburg, 2003: 392. (in Russian)

29. Maksimova T. M. Social gradient in the formation of children’s health. Healthcare of the Russian Federation. 2013; 2: 43–46. (in Russian)

30. Netrebenko O. K., Ladodo K. S. Socio-economic status of the family: impact on the nutrition and health of the child. Voprosy pitanija. 2017; 1: 42–43. (in Russian)

31. Leonova I. A., Khomich M. M. Physical development of children in families with different financial status. Gigiena i sanitarija. 2010; 2: 72–74. (in Russian)

32. Sukharev A. G. Educational environment and health of students. Moscow, 2009: 256. (in Russian)

33. Kuchma V. R., Sokolova S. B. Behavioral risks dangerous for the health of schoolchildren in the XXI century. FSAU «NMIC of Children’s Health» of the Ministry of Health of the Russian Federation. 2017: 170. (in Russian)

34. Denisov L. A., Nekhorosheva E. V., Avramenko V. G. Research of subjective prerequisites of a healthy lifestyle in students of educational organizations. Sanitarnyj vrach (Sanitary doctor). 2020; 2: 47–56. (in Russian)

35. Benowits N. L. Cigarette smoking and nicotine addiction. Med Clin North Am. 2012; 76: 415–437.

36. Mikhailov A. I., Kirillov V. F., Slavin S. V., Frolova T. M., Matafonova T. A. Harmful habits of adolescents and their relationship with health indicators. Zdorov’e naselenija i sreda obitanija. 2009; 1: 18–23. (in Russian)

37. Kurganov S. A. Influence of sleep duration on the academic performance of senior schoolchildren. Mat. X International Autumn Symposium. Centr nauchnoj mysli. 2015: 83–85. (in Russian)

38. Spruyt K. Sleep duration, sleep regularity, body weight, and metabolic homeostasis in school age children. Pediatrics. 2011; 127 (2): 345–352.

39. Kashirskaya N. Yu., Kapranov N. I. Regularities of formation of growth and development of a healthy child. Rossijskij pediatricheskij zhurnal. 2002; 6: 26–30. (in Russian)

40. Mechelen V. V. Physical activity, physical form and health. Voprosy pitanija. 2010; 3: 26–27. (in Russian)

41. Kozlov A. K. Evaluation of the child’s physical development as one of the indicators of physical health. Current health problems of children and adolescents and ways to solve them. Ed. by corresponding Member of the Russian Academy of Sciences, prof. Kuchma V. R. M. 2012: 188–189. (in Russian)

42. Kostyuchenkova E. A. Features of physical development of children at the present stage. Vestnik Smolenskoj medicinskoj akademii. 2011; 3: 1–9. (in Russian)

43. Appleton A. A., Loucks E. B., Buka S. L., Rimm E., Kubzansky L. D. Childhood emotional functioning and the developmental origins of cardiovascular disease risk. Epidemiol Community Health. 2013; 67.5: 405–411.

44. Bogomolova E. S. Hygienic justification of monitoring the growth and development of schoolchildren in the system «health-habitat». N. Novgorod. 2010. (in Russian)

45. Baranov A. A., Kuchma V. R. Physical development of children and adolescents of the Russian Federation. M. 2013; VI: 192. (in Russian)

46. Tsareva N. I., Varlamova N. O. Problems of nutrition of children in educational institutions. Strategy for the development of the hospitality and tourism industry. Oryol State University named after I. S. Turgenev. 2018: 530–533. (in Russian)

47. Kuchma V. R., Gorelova Zh. Yu. International experience in the organization of school meals. Voprosy sovremennoj pediatrii. 2008; 2: 14–21. (in Russian)

48. A safer future. Global public health security in the twenty-first century. Review. WHO report on the state of world health. 2015.

49. Tutelyan V. A. Khotimchenko S. A. Selenium as an essential and deficient factor in the nutrition of the Russian population. Vestnik RAMS. 2001; 6: 31–34. (in Russian)

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ

Физическое развитие является интегральным показателем санитарно-гигиенического благополучия детского населения, отражает влияние многообразных факторов внешнего и внутреннего проявления на подрастающее поколение [1]. В отечественной и зарубежной литературе нет единого мнения относительно первичных воздействий на физический статус [2, 3]. Однако вклад эколого-гигиенических, медико-биологических и социально-экономических факторов в развитие негативных эффектов в состоянии физического развития и здоровья юного поколения весьма различен в зависимости от возраста и пола [4].

Цель настоящего исследования — анализ работ, посвященных факторам, влияющим на физическое развитие детей и подростков, проживающих в различных регионах Российской Федерации.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Были изучены и проанализированы научные работы ведущих специалистов гигиены детей и подростков, посвященные факторам, влияющим на формирование физического развития детей и подростков на современном этапе, по поисковым электронным базам данных (Web of Science, PubMed, eLIBRARY и Research Gate) согласно ключевым словам Physical development, Teenagers, Educational institutions, Intra-school environment. Из 277 найденных источников авторами было отобрано 115 с учетом ключевых слов, после проведенного анализа отобранной литературы в настоящее исследование в соответствии с темой работы было включено 49 источников.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Важной особенностью последнего десятилетия является стремительный рост числа и отклонений соотношения факторов, влияющих на физическое развитие [5]. Однако определяющую роль в изменениях детского организма на современном этапе, как отмечает Е. С. Богомолова [6], играют три группы факторов, складывающихся из генотипа популяции, образа жизни и состояния окружающей среды. В результате сложилось довольно четкое и объективное представление, что ведущими факторами, оказывающими действенное влияние на физическое развитие нарождающегося и подрастающего поколения, являются социальные, экологические и биологические, они приводят к ухудшению качества жизни и питания [7]. Кроме того, есть сведения о влиянии макроэкономических показателей на физическое развитие юного поколения, зависящего от уровня экономического состояния страны, и чем выше уровень экономики, тем выше распространенность таких антропометрических показателей, как избыточная масса тела и ожирение среди детей и подростков [8].

Учитывая научную базу накопленных данных многолетних наблюдений специалистами НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков [9], следует отметить, что социальный этап закономерного развития совпадает с периодом онтогенеза, когда растущий организм весьма чувствителен, с одной стороны, к внешним и внутренним проявлениям, и с другой — под влиянием условий образовательного процесса происходит формирование физического статуса. Анализ литературы показывает, что доля внутришкольных факторов составляет не менее 21–27 % и при этом существенно влияет на самочувствие, настроение и работоспособность обучающихся [10]. В настоящее время внутришкольная среда рассматривается как многокомпонентная динамичная система, включающая физические, химические, психосоциальные и другие факторы. Поскольку большую часть дня школьники проводят в общеобразовательных организациях, становится очевидным формирование условий обучения в гармонии с растущими потребностями и возможностями детского организма. Согласно данным академика Г. Н. Сердюковской [11], такой фактор внутришкольной среды, как заболеваемость в начальных классах, составляет 12,5 %, а к окончанию общеобразовательной организации его значение возрастает почти в 2 раза. Таким образом, в процессе обучения школа со временем переходит из фактора, сохраняющего и повышающего уровень здоровья подрастающего поколения, в разрушающий аспект. Следовательно, одной из значимых задач преобразования системы школьного обучения является «оздоровление» внутришкольной среды [12]. Анализ литературных данных выявил, что не отвечают санитарно-эпидемиологическим требованиям по параметрам микроклимата, освещенности 30 % учебных заведений, мебель не соответствует ростовозрастным особенностям детей в 14,22 % образовательных организаций [13]. В современных условиях система образования характеризуется внедрением компьютерных технологий обучения, интернет-образования [14].

Одной из серьезнейших проблем образовательных организаций по-прежнему остается многосменность [15]. Значительная часть учебных заведений работает по пятидневной учебной неделе, при этом хорошо известно, что одни режимы обучения оказывают здоровьесберегающее значение, а другие — ущербное [16]. В таких условиях негативное влияние факторов образовательной среды на организм учащихся усиливается за счет несбалансированного режима труда и отдыха: увеличивается число уроков, не соблюдается чередование предметов по степени трудности и сложности в течение учебного дня и недели, сокращается продолжительность перемен между уроками до 50–60 % от гигиенических нормативов [17]. Хотя структура учебного плана начала 1960-х гг. вызывала критические возражения ведущих специалистов в области гигиены детей и подростков [18, 19] и, по мнению профессора С. М. Громбах [20], она не может быть признана оптимальной и требует гигиенической коррекции. Неравномерное распределение времени учебы и каникулярного отдыха в то же время вносит определенный вклад в состояние физического развития и здоровье учащихся. Достаточно противоречивы сведения и в оценке влияния различных форм обучения на здоровье и физическое состояние. Так, со сложностью и увеличением продолжительности учебной нагрузки в инновационных образовательных учреждениях к концу учебного года, по данным И. К. Рапопорт [21], у учащихся в 2,0 раза повышались гипертонические кризы, а общее количество обучающихся со сдвигом артериального давления достигало 90 %, у 55– 83 % проявлялась повышенная невротизация. А по данным Э. Р. Валеевой [22] и Л. С. Валиной [23], для учащихся нового типа учебных заведений характерны более высокие антропометрические показатели физического развития по сравнению со сверстниками обычных общеобразовательных школ.

Во все периоды онтогенеза на растущий организм начиная с момента рождения негативное влияние оказывают факторы, отражающие социально-гигиенические [24], социально-экономические [25], медико-биологические условия [26]. Однако существенную роль в изменении физического состояния и здоровья играют экологические воздействия, определяющие, по данным Л. А. Щеплягиной, до 25 % патологии [27]. Каждый четвертый ребенок живет в экологически неблагоприятных условиях, и у них, как правило, выявляются те или иные отклонения в росте, развитии и здоровье. Многие показатели физического развития тесно связаны с состоянием окружающей среды [28]: организм на протяжении всей жизни постоянно подвергается влиянию многих факторов, спектр и ранговое положение которых, во всём своем многообразии, чрезвычайно тесно переплетаются между собой. А особенности каждого региона обусловлены прежде всего не столько воздействием климато-географических и метеорологических условий, к которым человек адаптируется, сколько воздействием техногенных факторов, связанных с загрязнением среды обитания.

С первых же дней жизни ребенка реальным фактором, определяющим состояние физического развития, является социальное расслоение с закономерным проявлением социального градиента [29], однонаправленно и устойчиво повторяющего различия в характеристиках физического статуса и здоровья в группе детей, различающихся по социально-экономическому положению семьи [30]. У семей, относящихся к разным социальным слоям, проявляется жесткая закономерность: с одной стороны, со снижением социального статуса падает доля лиц с опережением, с другой — нарастает доля лиц с отставанием в физическом развитии и функциональном состоянии. Всё это свидетельствует о торможении процессов роста и развития в худшей социальной среде. Дети из материально обеспеченных семей, по мнению И. А. Леоновой [31], имеют более высокие показатели физического развития, чем дети из бедных семей, где средние различия в росте могут составлять 2 см к трем годам жизни и 5 см в подростковом возрасте. Установлено, что статистически большая длина тела наблюдалась в группе детей, чьи отцы или оба родителя имеют высшее образование. Выявлена прямая зависимость между уровнем образования и экономическим статусом семьи и обратная между количеством детей в семье, причем длина тела тем меньше, чем больше детей. Хорошие условия жизни, позитивные социально-гигиенические факторы оказывают стимулирующее влияние на развитие детей, сглаживают неблагоприятные влияние факторов окружающей среды [32].

Нельзя не принять во внимание и вклад поведенческих факторов, негативно воздействующих на физическое развитие и состояние здоровья подрастающего поколения [33].

Так называемые вредные привычки являются важнейшим медико-социальным показателем [34], характеризующим не только состояние здоровья, физического развития детей и подростков, но и характер, стереотипы поведения лиц этой группы. Наиболее распространенной вредной привычкой на сегодняшний день среди обучающихся остается курение [35]. Исследования показывают, что к 11 классу курят более 60 % юношей и 40 % девушек, в 13–15 лет — 25,4 % мальчиков и 20,9 % девочек [36].

Одной из основных проблем гигиены детей и подростков остаются нарушения в режиме дня, в частности сокращение продолжительности ночного сна [37]. Продолжительность ночного сна менее 8 часов негативно сказывается на процессах роста и физического развития детей. Следствием этого является более высокая распространенность избыточной массы тела среди обучающихся с регулярным недосыпанием, чем у детей с нормальной продолжительностью сна. Таким образом, стремительный рост поведенческих факторов определяет неблагоприятный прогноз состояния здоровья детей и подростков в будущем. Данная медико-социальная проблема предполагает разработку научных основ и практических мер, направленных на сохранение и укрепление здоровья, поддержку оптимального уровня функций и благоприятного развития организма детской популяции, профилактику по снижению распространения негативных стереотипов поведения среди подростков [38].

Анализ литературных данных показал, что одним из факторов, негативно влияющих на физическое развитие, является гиподинамия [39]. Формирование и укрепление здоровья детей невозможно без двигательной активности и физической нагрузки, адекватной потребностям организма [40]. С момента поступления в школу двигательная активность снижается в 2,0–2,5 раза [41]. У 80 % школьников выявляется низкая физическая активность на фоне потери мотивации к занятиям физической культурой [42]. Проблема гиподинамии среди молодого поколения приводит к формированию патологии сердечно-сосудистой системы [43], опорно-двигательного аппарата [44], дисгармоничного физического развития [45].

Из общего числа управляемых факторов питание является одним из ведущих, оказывающих влияние на состояние здоровья ребенка [46]. Широкие эпидемиологические исследования, проводимые в последние годы специалистами НИИ питания и НЦ здоровья детей РАМН, выявили, что питание стало приближаться к европейскому стандарту [47]. Вместе с тем установлены существенные нарушения в структуре питания и пищевом статусе детей и подростков вследствие снижения жизненного уровня населения страны [48]. К их числу относятся существенные отклонения от рекомендуемых норм потребления пищевых веществ детьми, нарушение сбалансированности рационов. Отмеченные нарушения питания подрастающего поколения служат одной из основных причин возникновения алиментарно зависимых заболеваний, особенно среди подростков, остро нуждающихся в постоянном контроле и коррекции питания по количественному и качественному составам, микроэлементным компонентам. При этом отмечается существенное увеличение болезней эндокринной системы, расстройство питания и обмена веществ [49].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании вышеизложенного можно сделать заключение, что в истории гигиены детей и подростков особое место занимают научные труды, посвященные изучению состояния физического развития подрастающего поколения.

Благодаря научным изысканиям ведущих специалистов в области гигиены детей и подростков на протяжении последнего столетия, был заложен мощный фундамент для дальнейшего рассмотрения процессов роста и развития. Практически любое влияние, и прежде всего недостаточное питание, дефекты обучения и воспитания, неблагополучие окружающей среды задерживают процессы физического развития. В свою очередь, снижение скорости и остановка роста, изменение соотношения длины и массы тела, алиментарный дефицит по ряду макро- и микронутриентов, факторы риска отклонений в физическом, психическом, биологическим развитии и здоровье могут быть основными или даже единственными проявлениями хронических заболеваний.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Conflict of interest. The author declares that there is no conflict of interest.

Financing. The study had no sponsorship.

Язык статьи:
Действия с выбранными: