Малый бизнес является драйвером экономического роста многих стран. Это обусловлено их более высоким уровнем отзывчивости на изменения окружающей среды, чем у крупных предприятий, гибкостью в принятии бизнес-решений, ориентированностью на клиентов и малейшие изменения их потребностей. Помимо этого, малые предприятия обеспечивают высокий уровень конкурентоспособности, что положительно сказывается на качестве производимой продукции и услуг и не допускает монополизации на рынке.
Однако в то же время малые предприятия оказываются и более, чем крупный бизнес, подвержены негативным влияниям со стороны внешней или внутренней среды, что в конечном счете может оказать значительное влияние на эффективность деятельности предприятия.
Для начала обратимся к определению понятия «эффективность». Этот термин является одним из самых часто используемых в экономике и в других науках, так как он показывает результат деятельности какого-либо объекта. Согласно определению Большого экономического словаря, эффективность — это «важнейший оценочный показатель результативности деятельности предприятий, представляющий собой сопоставление результатов этой деятельности. Это отношение результатов к затратам, а экономический эффект — разница между результатами и затратами» [1].
Таким образом, экономическая эффективность предприятия — результативность форм, инструментов, методов и затрат на повышение эффективности в использовании ресурсов предприятия в инвестиционной, финансовой и производственной деятельности [3].
Все факторы, влияющие на эффективность деятельности малого предприятия, можно разделить на две группы: внешние и внутренние.
На рис. 1 представлены внешние факторы.
Внешние факторы можно разделить на две группы: косвенного влияния и прямого влияния. К факторам косвенного влияния относятся те события, процессы и явления внешней среды, которые не имеют прямого отношения к малому предприятию, но их воздействие на отрасль, экономику региона или страны, благополучие граждан и прочее может положительно или негативно сказаться на деятельности малого предприятия.