По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 378.3

Факторы успешной коммерциализации прикладной науки

Б.Ш. Собиров ассистент кафедры менеджмента и бизнеса Сургутского государственного университета

Актуальность исследования обусловлено тем, что коммерциализация научных разработок и управление технологическими стартапами — актуальные темы современного менеджмента. Базовая задача таких проектов — трансформировать знания в стоимость. В статье исследуются причины, почему же не все из них оказываются успешными. Систематизация проведенной аналитики крупнейших мировых компаний позволили автору сформировать факторы успешной коммерциализации прикладной науки. Практическая значимость данного исследования заключается в том, что полученные результаты позволят образовательным учреждениям и наукоемким компаниям выработать верную стратегию по успешному выводу инновации на рынок.

Литература:

1. Измайлова М.А. Новые кадры для экономики знаний: как привлечь и удержать таланты? // Экономика образования. №1 (110). 2019.

2. Майстер В.А., Ширинкина Е.В. Цифровая трансформация финансовой отрасли как фактор конкурентоспособности // Труды международного симпозиума Надежность и качество. 2018. Т. 2.

3. Ширинкина Е.В. Драйверы развития рынка труда в цифровой экономике // Экономика и менеджмент систем управления. 2018. Т.29. № 3.

4. Ширинкина Е.В. Индикаторы эффективности управления человеческим капиталом // Экономика и менеджмент систем управления. 2017. Т. 24. № 2.

5. Ширинкина Е.В. Оценка спроса на цифровые кадры в условиях развития технологий «Индустрии 4,0» // Труды международного симпозиума Надежность и качество. 2019. Т. 2.

6. Ширинкина Е.В. Оценка потенциала цифрового обучения // Актуальные проблемы экономики и менеджмента. 2020. № 2 (26).

7. Ширинкина Е.В. Принципы управления обучением в цифровой среде // Экономика образования. 2019. № 4 (113).

8. Ширинкина Е.В. Структура рынка труда в цифровой экономике // В сборнике: Стратегии и инструменты управления экономикой: отраслевой и региональный аспект // Материалы VIII Международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 2019.

9. Ширинкина Е.В. Управление обучением в цифровой среде // Юрист вуза. 2019. № 4.

10. Ширинкина Е.В. Тенденции и проблемы развития системы высшего образования в России // Современная научная мысль. — 2016 — № 3.

11. Ширинкина Е.В. Цифровые кадры как новый показатель качества человеческого капитала // Современная научная мысль.2018. № 4.

12. Ширинкина Е.В. Формирование образовательной цифровой среды // Экономика образования. 2020. № 4 (119).

13. ATD. Training Industry Report, 2016. [Электронный ресурс] https://trainingmag.com/sites/default/files/images/Training_Industry_ Report_2016.pdf (дата обращения: 12.02.2021).

14. Digital McKinsey. [Электронный ресурс] http://www.mckinsey.com/global-locations/europe-andmiddleeast/russia/ru/our-work/mckinsey-digital (дата обращения: 12.02.2021).

15. Shirinkina E.V., Romansky R. Assessment of the synergetic efficiency of industrial companies reengineering processes // Journal of Physics: Conference Series, 2020, 1679(3), 032014.

Принято считать, что во взаимоотношениях между бизнесом и наукой есть внутреннее противоречие. Коммерческий успех во многом зависит от эксклюзивности обладания уникальными активами или технологиями, в то время как научные прорывы нередко возникают вследствие свободного обмена идеями. Публикации в международных журналах — важный аспект академической карьеры, но стремление ученых обнародовать свои открытия может вызвать трудности в их коммерциализации [7, 10, 12, 13]. Если изобретение стало достоянием общественности, получить патент крайне сложно.

Есть и другие ловушки коммерциализации инноваций, связанные с вопросами интеллектуальной собственности. Среди них эксперты называют пренебрежение патентной защитой (особенно когда дело касается новшеств в процессах и методах работы, а не продуктах), неспособность доказать уникальность разработки, нечетко определенное авторство. Бывает и так, что исследователи слишком узко видят сферу использования своих открытий — этим могут воспользоваться конкуренты, запатентовав новое применение. Инвесторы неохотно вкладываются в разработки ученых, допускающих подобные ошибки.

Именно защита интеллектуальной собственности — одна из основных причин появления исследовательских подразделений в составе крупных компаний. Такие научные центры могут заниматься не только прикладными разработками, но совершать и фундаментальные открытия. Например, исследователи Bell Laboratories (в разное время она принадлежала компаниям Bell, AT&T, Lucent Technologies, сейчас это часть Nokia) получили семь Нобелевских премий. Но даже внутри корпоративных исследовательских центров коммерциализация разработок зачастую происходит с большими трудностями. Nokia, будучи в свое время лидером рынка, вела обширную научно-исследовательскую деятельность [1, 11, 15]. Но ее руководство не смогло встроить в стратегию компании новые разработки, среди которых были практически все технологические новинки, позволившие Apple стать лидером и самой дорогой компанией мира. В Nokia они «лежали на полке», пока она двигалась к жесточайшему кризису.

Для Цитирования:
Б.Ш. Собиров, Факторы успешной коммерциализации прикладной науки. Юрист ВУЗа. 2021;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: