С 2012 г. в системе образования формируется компетентностный подход. Значимость компетенций для работы и социальной интеграции возрастает. В будущем же они будут жизненно необходимы. Уровень владения такими навыками определит успешность жизни человека и перспективы его трудоустройства [1].
В настоящее время различными государственными органами, консалтинговыми компаниями и исследователями разработаны различные модели компетенций/навыков, которые во многом взаимно дополняют друг друга. Одна из них, представленная в монографии А.Э. Федорова, С.Е. Метелева, А.А. Соловьева, Е.В. Шляковой [5, с. 125], заключается в том, что понятие компетентности не содержит каких-либо принципиально новых элементов, которые бы не входили в объем понятия «умение», все разговоры о компетентности и компетенции являются искусственно раздутыми и призванными скрыть «старые проблемы под новой одеждой». Прямо противоположная точка зрения основывается на интуитивном представлении о том, что только с позиции компетентностного подхода отражаются наиболее глубоко основные аспекты процесса реформирования системы образования [3, 6, 10, 11].
На основе этих компетенций можно выделить основные направления для развития:
1) цифровые навыки и знания. Например, базовая цифровая грамотность, аналитика данных, машинное обучение, искусственный интеллект, программирование, архитектура ИТ-систем, кибербезопасность;
2) навыки и знания, которые помогают справляться с волатильностью и неопределенностью будущего. Например, адаптивность, критическое и системное мышление, умение справляться со стрессом, управление изменениями, бизнес-планирование, способность к самообучению в соответствии с концепцией «lifelong learning»;
3) навыки и знания, которые помогают справляться с большим потоком информации, включая базовые навыки программирования, поиска, обработки и анализа информации, информационную гигиену, медиа-грамотность, а также управление вниманием;
4) навыки и знания, определяющие высокие коммуникационные способности для эффективного межличностного взаимодействия [8, 12].