По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 378.1

Факторы успешного трудоустройства выпускников при компетентностном обучении

О.А. Иванова канд. пед. наук, старший преподаватель кафедры менеджмента и бизнеса, Сургутский государственный университет

Актуальность исследования обусловлена тем, что переход к компетентностному подходу в обучении является радикальным изменением в образовании, которое можно в полной мере трактовать как революционное, однако проведенный в России процесс реформирования системы высшего образования привел к созданию модели, формирующей зачастую дополнительный барьер в успешном трудоустройстве выпускников-бакалавров. Автором проведена оценка вероятности успешного трудоустройства выпускников вузов при целенаправленном формировании компетенций методом регрессионно-корреляционного анализа

Литература:

1. Зимняя И.А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата современного образования / И.А. Зимняя. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.eidos.ru/ journal/2006/0505.htm.

2. Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие. — М.: АПКиПРО, 2003.

3. Кельчевская Н.Р., Ширинкина Е.В. Мониторинг соответствия компетенций выпускников высшего образования требованиям работодателей // Экономика: вчера, сегодня, завтра. — 2016. — Т. 6. — № 12A.

4. Лебедев, О.Е. Компетентностный подход в образовании / О.Е. Лебедев // Школьные технологии. — 2004. — № 5.

5. Федоров А.Э., Метелев С.Е., Соловьев А.А., Шлякова Е.В. Компетентностный подход в образовательном процессе. Монография — Омск: Изд-во ООО «Омскбланкиздат», 2012.

6. Ширинкина Е.В. Компетенции в федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования как цель, ориентированная на запросы современного рынка труда // Экономика образования. — 2017. — № 3 (100).

7. Хуторской А.В. Компетентностный подход в обучении. Научно-методическое пособие. А.В. Хуторской. — М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2013.

8. Ширинкина Е.В. Компетентностный подход в системе высшего образования как средство создания единого образовательного и профессионально-квалификационного пространства // Современная научная мысль. — 2017. — № 3.

9. Ширинкина Е.В. Повышение конкурентоспособности выпускников вузов как носителей человеческого капитала в экономике знаний // Экономика образования. — 2018. — № 4 (107).

10. Ширинкина Е.В. Проблемы учреждений высшего образования в условиях перехода на систему профессиональных стандартов и пути их решения // Юрист вуза. — 2018. — № 11.

11. White R. W. Motivation reconsidered: The concept of competence // Psychological review. — 1959. — № 66.

12. Whiddett S., Hollyforde S.A practical guide to competencies: how to enhance individual and organisational performance. — Chartered Institute of Personnel and Development, 2003.

С 2012 г. в системе образования формируется компетентностный подход. Значимость компетенций для работы и социальной интеграции возрастает. В будущем же они будут жизненно необходимы. Уровень владения такими навыками определит успешность жизни человека и перспективы его трудоустройства [1].

В настоящее время различными государственными органами, консалтинговыми компаниями и исследователями разработаны различные модели компетенций/навыков, которые во многом взаимно дополняют друг друга. Одна из них, представленная в монографии А.Э. Федорова, С.Е. Метелева, А.А. Соловьева, Е.В. Шляковой [5, с. 125], заключается в том, что понятие компетентности не содержит каких-либо принципиально новых элементов, которые бы не входили в объем понятия «умение», все разговоры о компетентности и компетенции являются искусственно раздутыми и призванными скрыть «старые проблемы под новой одеждой». Прямо противоположная точка зрения основывается на интуитивном представлении о том, что только с позиции компетентностного подхода отражаются наиболее глубоко основные аспекты процесса реформирования системы образования [3, 6, 10, 11].

На основе этих компетенций можно выделить основные направления для развития:

1) цифровые навыки и знания. Например, базовая цифровая грамотность, аналитика данных, машинное обучение, искусственный интеллект, программирование, архитектура ИТ-систем, кибербезопасность;

2) навыки и знания, которые помогают справляться с волатильностью и неопределенностью будущего. Например, адаптивность, критическое и системное мышление, умение справляться со стрессом, управление изменениями, бизнес-планирование, способность к самообучению в соответствии с концепцией «lifelong learning»;

3) навыки и знания, которые помогают справляться с большим потоком информации, включая базовые навыки программирования, поиска, обработки и анализа информации, информационную гигиену, медиа-грамотность, а также управление вниманием;

4) навыки и знания, определяющие высокие коммуникационные способности для эффективного межличностного взаимодействия [8, 12].

Для Цитирования:
О.А. Иванова, Факторы успешного трудоустройства выпускников при компетентностном обучении. Юрист ВУЗа. 2019;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: