Не только от конкретных методик зависит успех компании «Тойота», но и от особенностей культуры управления: нацеленности на безупречное качество при минимальных затратах, взаимном доверии руководства и сотрудников, непосредственном и видимом участии руководства в развитии и решении производственных проблем.
Во всем мире автомобильные компании заимствуют элементы производственной системы Тойоты (Toyota Production System), но, как правило, малоуспешно. Будучи впечатлены успехами Тойоты, чья рыночная капитализация в отдельные периоды почти вдвое превосходила капитализацию Daimler Chrysler («ДаймлерКрайслер», Германия), Ford (США) и GM («Дженерал моторс», США), взятых вместе, очень много производителей пытались копировать самые заметные внешне элементы ее системы производства. Имеются в виду методики и инструменты типа шнуров для остановки конвейера и табличек «канбан», используемые для управления потоками информации о процессах и материалах и др. И все же лишь единичные фирмы научились последовательному увеличению производственной эффективности на примере Тойоты.
Почему же это происходило? Вероятно, основная причина в том, что компании были слишком увлечены разнообразными инструментами и методиками, перенимаемыми от Тойоты, но, не умаляя их важности, нужно подчеркнуть: все они — лишь внешние признаки, лишь возможность решения конкретных задач. Руководство же Тойоты основное внимание уделяло и уделяет реальному источнику успеха — а это ее уникальная управленческая культура.
Внедренные внешние атрибуты производственной системы Тойоты необходимо поддерживать соответствующей управленческой инфраструктурой, культурой и стилем управления, иначе попытки перейти к стройному производству, вероятнее всего, будут безуспешными. Именно этими факторами, которые имеются на предприятиях Тойоты, компания выгодно отличается от других производителей автомобилей.
К их числу относятся:
1. Взаимное уважение руководства и рядовых сотрудников. Кроме того, основатели и нынешнее руководство компании придают важное значение экологии и роли компании в жизни общества.