Вопрос о происхождении медицинских ошибок столь же актуален, как и сложен, о чем свидетельствует существование множества классификаций ошибок по причинам и характеру. Достаточно большая часть литературы посвящена характеристике врачебных ошибок, совершаемых в стационарах и поликлиниках, в то же время в условиях скорой помощи проблема изучена мало. Знакомство с литературой показывает также, что существует неодинаковый подход к изучению ошибок: частота и причины диагностических ошибок в условиях клиники изучены лучше, чем тактические. Возможно, отсюда проистекает распространенное, но неверное представление о том, что «в медицине большинство ошибок встречается в области диагностики» (Скрипкару Г., Чорня Т., 1983). Данные ряда авторов, связанных с организацией и оказанием экстренной помощи, не согласуются с этим мнением. Так, П. И. Краковский и Ю. Я. Грицман указывают, что из всех ошибочных случаев в хирургической практике до 25 % составляют тактические ошибки (по нашим данным, до 30 %). Очевидно, что указанные противоречия и отсутствие работ, детализирующих не столько характер ошибок, сколько условия их возникновения, особенно на догоспитальном этапе, затрудняют разработку конкретных организационных мероприятий, направленных на предотвращение ошибок, а также составление соответствующих методических рекомендаций. В связи с этим мы разработали рабочую классификацию факторов (условий), способствующих возникновению диагностических и тактических ошибок, положив в ее основу результаты многолетних наблюдений и анализа дефектов работы медперсонала СМП (в соответствии с требованиями системного анализа ошибок медицинской «эрологии»). Они подразделены на две основные группы по принципу противопоставления перспективы возникновения ошибок под их воздействием, а также с учетом степени влияния каждого фактора на характер ошибки (диагностическая, тактическая). При разборе и характеристике указанных факторов акцент сделан на тех, которые наиболее «податливы» к устранению или «смягчению» их отрицательных тенденций — под влиянием целенаправленной организационно-методической работы либо под действием других моментов. Представленный материал иллюстрирован наблюдениями и примерами из практики СМП.