По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 613.95: 616–053.2

Факторы риска заболеваний детей младшего школьного возраста

Е. М. Рукавкова канд. биол. наук, доцент кафедры общественного здоровья, здравоохранения и гигиены, ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет им. И. С. Тургенева», г. Орёл; e-mail: erukavkova@bk.ru, ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет им. И. С. Тургенева», г. Орёл

В статье представлены результаты исследования распространенности основных факторов риска нарушения здоровья у младших школьников. Показано, что в структуре факторов риска преобладают недостаточное пребывание на свежем воздухе, превышение нормативов выполнения домашнего задания, просмотр телепередач, пользование компьютером или планшетом более двух часов в день, наличие семейного риска по курению. Недостаточный уровень информированности в отношении основных факторов риска нарушения здоровья у младших школьников и их родителей диктует необходимость формирования здорового образа жизни детей начиная с начальной школы.

Литература:

1. Буйнов Л. Г., Айзман Р. И., Герасев А. Д. и др. Здоровьеформирующее образование — одна из важнейших задач современности // Гигиена и санитария. — 2018. — Т. 97, № 9. — С. 869–872.

2. Валина С. Л., Штина И. Е., Ошева Л. В. и др. Гигиеническая оценка учебного процесса в школах с различными образовательными программами // Гигиена и санитария. — 2019. — Т. 98, № 2. — С. 166–170.

3. Жигарева Н. С. Особенности формирования отклонений в состоянии здоровья младших школьников в динамике обучения: автореф. дисс. … канд. мед. наук. — М., 2008.

4. Ибрагимова Е. М. Условия формирования здоровья подростков в образовательных учреждениях мегаполиса // Санитарный врач. — 2015. — № 11–12.

5. Кучма В. Р, Ткачук Е. А., Шишарина Н. В. и др. Гигиеническая оценка инновационных образовательных технологий в начальной школе // Гигиена и санитария. — 2019. — Т. 98, № 3. — С. 288–293.

6. Лучанинова В. Н., Цветкова М. М., Веремчук Л. В. и др. Состояние здоровья детей и подростков и факторы, влияющие на его формирование // Гигиена и санитария. — 2017. — Т. 96, № 6. — С. 561–568.

7. Овчинникова З. А. Влияние условий обучения на здоровье школьников в классах с медико-биологической профилизацией // Санитарный врач. — 2015. — № 10.

8. Прахин Е. И., Гуров В. А., Пономарева Э. В. Психосоматические особенности детей в медико-педагогическом мониторинге здоровьеформирующей деятельности школ // Гигиена и санитария. — 2018. — Т. 97, № 7. — С. 635–641.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ

Тенденция к ухудшению показателей здоровья детей и подростков обуславливает актуальность разработки профилактических подходов по его сохранению и укреплению [1, 5, 6]. Воздействие различных факторов среды обитания может приводить не только к функциональным отклонениям, но и способствовать возникновению заболевания, его прогрессированию и неблагоприятному исходу [8]. Мониторинг воздействия факторов среды обитания на организм ребенка позволяет своевременно вводить и корректировать профилактические мероприятия.

Важным этапом в жизни ребенка является начало обучения в школе. Именно в этот момент на фоне активного роста и развития влияние неблагоприятных факторов может быть наиболее существенным, а нарушения здоровья на этом этапе создадут риск формирования в дальнейшем хронической патологии [4, 7]. Поэтому проблема изучения распространенности факторов риска и профилактики заболеваний у младших школьников приобретает особую значимость [2, 3].

Целью настоящей работы стала оценка результатов мониторинга факторов риска заболеваний в динамике обучения в начальной школе.

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ

Для реализации поставленной цели по стандартной методике в соответствии с «Руководством по гигиене детей и подростков, медицинскому обеспечению обучающихся в образовательных организациях» проведено анкетирование 247 учащихся младших классов гимназии города Орла и их родителей. Проводили оценку распространенности основных факторов риска нарушения здоровья по следующим показателям: частота распространения факторов риска среди учащихся, информированность школьников в отношении факторов риска, сформированность у младших школьников установок на здоровый образ жизни и сформированность у родителей учащихся установок на здоровое поведение ребенка и осознания необходимости здоровьесберегающей деятельности школы.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Результаты проведенного исследования выявили высокую распространенность факторов риска нарушения здоровья у обследованных учеников (табл. 1).

В структуре факторов риска преобладают недостаточное пребывание на свежем воздухе, превышение нормативов выполнения домашнего задания, просмотр телепередач, пользование компьютером или планшетом более двух часов в день, наличие семейного риска по курению.

Уровень двигательной активности не соответствует критериям ВОЗ от 40 до 70 % учащихся. Большинство детей занимаются физкультурой только на школьных уроках. 90 % школьников 3–4 классов ежедневно гуляют на свежем воздухе менее двух часов. У 88–94 % учащихся продолжительность выполнения домашних заданий не соответствует гигиеническим требованиям. В динамике обучения увеличивается доля лиц с дефицитом ночного сна с 38 до 60 %. Более половины детей смотрят телевизор, играют в компьютерные игры более двух часов в день. К 4 классу 42 % детей не пользуются шлемом и ремнями безопасности. От 58 до 70 % учащихся подвержены семейному фактору риска по курению.

Как положительный момент следует отметить низкую распространенность факторов риска, связанных с характером питания. Редкий прием горячей пищи, редкое потребление мяса и мясных продуктов, молочных продуктов и молока, недостаточное потребление свежих овощей, фруктов, соков встречаются не более чем у 18 % учащихся начальной школы.

Таким образом, у опрошенных учащихся имеет место комбинация факторов риска с преобладанием факторов, связанных с нарушением режима дня. Знание наиболее распространенных факторов риска позволит проводить целенаправленные мероприятия по профилактике заболеваний учащихся младших классов.

Рассчитанная по результатам анкетирования динамика показателей информированности школьников в отношении факторов риска представлена в табл. 2.

Анализ полученных результатов свидетельствует о низком уровне информированности учащихся в отношении ведущих факторов риска нарушения здоровья. Степень информированности к 4 классу составляет 57,3 %. К 4 классу от 35 до 46 % детей считают, что нерегулярное употребление пищи, низкая двигательная активность, недосыпание не наносят вреда здоровью. 54 % школьников считают, что, начав курить, потом нетрудно бросить эту привычку.

Показатели сформированности у младших школьников установок на здоровый образ жизни представлены в табл. 3.

Анализ анкет школьников показал недостаточный уровень сформированности у учащихся установок на здоровый образ жизни. В динамике обучения степень сформированности снижается на 8 %. От 55 до 67 % учащихся никогда не делают утреннюю гимнастику. 65 % учащихся 4 классов считают, что будут курить в дальнейшем. 25 % детей 4 класса согласились бы покурить сигарету по предложению лучшего друга. До 75 % детей не моют руки после посещения туалета в школе.

Анализ полученных результатов свидетельствует о недостаточной сформированности у родителей младших школьников установок на здоровое поведение детей (табл. 4). 74 % родителей считают, что их ребенок будет курить, когда вырастет. В динамике обучения сформированность у родителей установок на здоровое поведение детей незначительно возрастает (на 15 %).

Несмотря на низкий уровень сформированности у родителей опрошенных школьников установок на здоровое поведение детей, 83 % родителей считают важным проведение в школе профилактических мероприятий, направленных на предупреждение возникновения заболеваний и укрепление здоровья учащихся.

ВЫВОДЫ

1. У учащихся начальных классов широко распространены факторы риска нарушения здоровья, обусловленные образом жизни учащихся (недостаточное пребывание на свежем воздухе, превышение нормативов выполнения домашнего задания, просмотр телепередач, пользование компьютером или планшетом более двух часов в день, наличие семейного риска по курению).

2. Недостаточный уровень информированности в отношении основных факторов риска нарушения здоровья у младших школьников и их родителей диктует необходимость формирования здорового образа жизни детей начиная с начальной школы.

3. Большинство родителей считают необходимым проведение в школе профилактических и оздоровительных мероприятий.

Язык статьи:
Действия с выбранными: