По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), до 70 % всех случаев смерти в мире происходят в результате хронических неинфекционных заболеваний.
В России они составляют до 75 % всей смертности [2]. Несмотря на небольшую положительную динамику, заключающуюся в уменьшении распространенности ведущих факторов риска и снижении показателей смертности (по данным Росстата, в 2015 г. умерло 1 911 000 человек, а в 2016-м — 1 888 000, смертность снизилась на 1,2 %), демографическая ситуация, особенно по сравнению с европейскими странами, остается весьма тревожной [3].
В XIX веке Н. И. Пирогов утверждал, что «будущее принадлежит медицине предохранительной. Эта наука, идя рука об руку с государственностью, принесет несомненную пользу человечеству». Согласно опыту многих развитых государств, ведущая роль в достижении целей по снижению распространенности хронических неинфекционных заболеваний принадлежит профилактическим мерам.
В Российской Федерации за последнее десятилетие принято множество законов (законы № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», «Об ограничении курения табака»), разработаны национальные проекты «Здоровье», «Здоровая Россия», государственная программа «Развитие здравоохранения до 2020 года», «Стратегия развития медицинской науки в Российской Федерации на период до 2025 года», в которых среди важнейших задач государства, медицинских и образовательных организаций на первом месте находятся профилактика и формирование здорового образа жизни.
Основная роль в первичной и вторичной профилактике принадлежит медицинским работникам. Однако, по данным исследований, хронические заболевания широко распространены среди врачей и сестринского персонала. В последние годы продолжается процесс ухудшения здоровья трудоспособного населения, в том числе в среде медицинских работников.
Врачи живут в среднем на пятнадцать лет меньше своих пациентов.