Доброкачественная гиперплазия предстательной железы (ДГПЖ) и рак предстательной железы (РПЖ) являются распространенными заболеваниями среди мужчин среднего и пожилого возраста. Клинические признаки ДГПЖ проявляются у 14 % мужчин в возрасте от 40 до 49 лет, у 24 % мужчин от 50 до 59 лет, у 43 % — от 60 до 69 лет, у 50 % — от 70 до 79 лет, а к 80 годам достигают 90 %, что позволяет назвать доброкачественную гиперплазию простаты одной из самых важных урологических патологий, снижающих качество жизни пожилых пациентов [4; 5].
РПЖ остается одной из наиболее распространенных солидных опухолей и второй ведущей причиной смертности от рака у мужчин после рака легких. Данная патология составляет примерно 15 % новых диагнозов злокачественных новообразований среди мужчин во всем мире, что занимает второе место по частоте выявляемости, и распространенность данного заболевания продолжает расти [25]. Данная тенденция связана с улучшением диагностики патологий, выявлением отклонений еще на ранних стадиях развития, а также с повышением продолжительности жизни. К известным факторам риска развития ДГПЖ также относятся: возраст, малоподвижный образ жизни, курение, артериальная гипертензия, сахарный диабет (СД) 2-го типа, депрессия, гиперлипидемия, центральное ожирение, гипогонадизм, генетическая предрасположенность [32]. Факторы, снижающие риск развития ДГПЖ, включают повышенную физическую активность, пониженное потребление алкоголя, повышенное потребление овощей.
В современном мире ДГПЖ вместе с кардиоваскулярной патологией, эректильной дисфункцией, депрессией относят к группе неонкологических заболеваний, непосредственно влияющих на качество жизни мужчин старше 50 лет. Патогенез ДГПЖ до сих пор остается открытым вопросом. Тем не менее многие урологи сходятся во мнении, что ДГПЖ является многофакторным заболеванием, включающим в себя метаболический синдром, нарушение эстроген-андрогенового баланса, окислительный стресс, хроническое воспаление и т. д. [15].
Симптомы нижних мочевыводящих путей (СНМП) представляют собой совокупность ирритативных (частое мочеиспускание, императивность позыва, ноктурия, недержание), обструктивных (слабый мочевой поток, прерывистость струи, разбрызгивание, натуживание), постмиктурических (подкапывание, ощущение неполного опорожнения мочевого пузыря) симптомов, которые влияют на нижние мочевые пути. СНМП, развивающиеся на фоне ДГПЖ, связаны как с проявлениями гиперплазии предстательной железы, так и с возрастным андрогенным дефицитом, являясь одновременно компенсаторной реакцией, направленной на увеличение выработки 5а-дигидротестостерона (ДГТ) на фоне сниженного уровня тестостерона. Андрогенный дефицит встречается в 26,5 % случаев у мужчин с клиническими проявлениями СНМП при ДГПЖ. Клинические проявления СНМП можно обнаружить у 80 % пациентов 70 лет и старше [20; 28; 29]. Без лечения клиника данной патологии значительно ухудшается с увеличением возраста и времени.