По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 614.2 DOI:10.33920/med-05-2005-09

Факторы психического напряжения в ситуации оценивания знаний

Мензул Елена Владимировна заведующая кафедрой педагогики, психологии и психолингвистики, кандидат педагогических наук, доцент, ФГБОУ ВО «Самарский государственный медицинский университет» Минздрава России, 443099, г. Самара, ул. Чапаевская, д. 89, e-mail: lenamenzul@rambler.ru
Рязанцева Наталья Михайловна старший преподаватель кафедры педагогики, психологии и психолингвистики, ФГБОУ ВО «Самарский государственный медицинский университет» Минздрава России, 443099, г. Самара, ул. Чапаевская, д. 89, e-mail: nataly-ruz@mail.ru
Фомичев Данил Сергеевич ординатор кафедры психиатрии, наркологии, психотерапии и клинической психологии ФГБОУ ВО «Самарский государственный медицинский университет» Минздрава России, 443099, г. Самара, ул. Чапаевская, д. 89, e-mail: new_dan40@mail.ru

Образовательное пространство школы обусловливает комплекс неоднородных по значимости проблем, одной из которых является наличие деструктивных психических состояний у обучающихся в учебном процессе. Обучение в школе требует от учащихся значительного интеллектуального и эмоционального психического напряжения, доходящего во время контрольных работ, зачетов и экзаменов до пределов возможностей. Причины деструктивных психических состояний, возникающих в учебном процессе, специалисты видят в несоответствии уровня требований педагогического процесса уровню познавательных возможностей учащихся, авторитарности позиции учителя, большом объеме материала и дефиците времени на его изучение, снижении уровня мотивации к учебе из-за неудовлетворенности методами преподавания и т. д. Именно поэтому, на наш взгляд, изучение влияния личностных особенностей старшеклассников на нервно-психическое напряжение является весьма актуальным.

Литература:

1. Адрианова О.Ю. Мониторинг психического здоровья детей — средство профилактики школьной дезадаптации первоклассников. Педагогический процесс как культурная деятельность: Материалы и тезисы докладов 3-й Международной научно-практической конференции, 4–8 декабря 2000 г. — Самара: Изд-во Самарского научного центра РАН, 2000.

2. Бабаева И.А. Психологическая безопасность в образовании. — Санкт-Петербург: Союз. 2002.

3. Бодров В.А. Комплексная методика моделирования психической напряженности / В.А. Бодров, П.С. Турзин, А.В. Евдокимов. Методики диагностики психических состояний и анализа деятельности человека. — Москва: Изд-во Института психологии РАН. 1994.

4. Дикая Л.Г. Методики моделирования и дифференцирования состояний психической напряженности в интеллектуальной деятельности / Л.Г. Дикая, Е.А. Черенкова, В.В. Суходоев. Методики диагностики психических состояний и анализ деятельности человека. — Москва: Изд-во Института психологии РАН. 1994.

5. Ильин Е.П. Психофизиология состояний человека. — Санкт-Петербург: Питер. 2005.

6. Марищук В.Л. Методы оценки функциональных состояний и работоспособности. Хрестоматия: Психические состояния / Сост. Л. В. Куликов. — Санкт-Петербург: Питер, 2000.

7. Пахальян В.Э. Безопасность психологического здоровья личности в образовании. Педагогический процесс как культурная деятельность: Материалы и тезисы докладов 4-й Международной научно-практической конференции 29 октября — 3 ноября 2002 г. — Самара: Изд-во Самарского научного центра РАН. 2002.

8. Прохоров А.О. Методики диагностики и измерения психических состояний личности. — Москва: ПЕР СЭ. 2004.

1. Adrianova O.Y. Monitoring of mental health of children is a means of preventing school disadaptation of first graders. Pedagogical process as cultural activity: Materials and theses of reports of the 3rd International Scientific and Practical Conference, 4–8 December 2000 — Samara: University of the Samara Scientific Center of the Russian Academy of Sciences 2000 (In Russian).

2. Babayeva I.A. Psychological Safety in Education. — Saint-Petersburg: Union. 2002 (In Russian).

3. Bodrov V.A. Comprehensive methodology of simulation of mental tension / V.A. Bodrov, P.S. Turzin, A.V. Evdokimov. Methods of diagnosis of mental conditions and analysis of human activity. — Moscow: Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences, 1994 (In Russian).

4. Wild L.G. Methods of modeling and differentiation of states of mental tension in intellectual activity / L.G. Dikaya, E.A. Cherenkova, V.V. Sukhodoyev. Methods of diagnosis of mental conditions and analysis of human activity. — Moscow: Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences. 1994 (In Russian).

5. Ilin E.P. Psychophysiology of Human States. — Saint-Petersburg: Peter. 2005 (In Russian).

6. Marishchuk V.L. Methods of assessing functional states and operability. Hrestomatia / Mental states. L.V. Kulikov. — Saint-Petersburg: Peter. 2000 (In Russian).

7. Pakhalyan V.E. Safety of psychological health of the individual in education. Pedagogical process as cultural activity: Materials and theses of the reports of the 4th International Scientific and Practical Conference on October 29 — November 3. 2002. — Samara: Ed. Samara Scientific Center of RAS. 2002 (In Russian).

8. Prokhorov A.O. Methods of diagnostics and measurement of mental states of personality. — Moscow: PER SE. 2004. (In Russian).

Психические состояния являются важнейшей частью всей психической регуляции, играют существенную роль в любом виде деятельности. В психических состояниях отражается взаимодействие человека с окружающей средой. Любые существенные изменения внешней среды, изменения во внутреннем мире личности, в организме вызывают определенный отклик в человеке как целостности, влекут за собой переход в новое психическое состояние, меняют характер переживания, отношения к ситуации, качество деятельности.

Исследования последних лет, к сожалению, констатируют рост числа обучаемых с соматическими заболеваниями, спровоцированными влиянием учебной деятельности, не только среди студентов университетов, но и учащихся колледжей и школ [45].

Цель исследования — определить факторы, обуславливающие уровень состояния нервно-психического напряжения в ситуации оценивания знаний.

В соответствии с целью исследования использовались следующие методы.

Организационные методы: теоретический анализ проблемы с использованием психологической и педагогической литературы.

Эмпирические методы:

1. Опросник нервно-психического напряжения (Т. А. Немчин). Цель: изучить психофизиологическую составляющую психических состояний, переживаемых школьниками в ситуации оценивания знаний.

2. «Изучение мотивации успеха и боязни неудачи» (А.А. Реан). Цель: определить направленность старшего школьника на успех или неудачу в учебной деятельности.

3. «Оценка уровня притязаний» (В.К. Гербачевский). Цель: определить уровень притязаний.

4. Методика экспресс-диагностики по определению уровня самооценки (А. В. Батаршев). Цель: определить уровень самооценки.

5. Опросник «Шкала тревожности» (Дж. Тейлор). Цель: определить выраженность личностной тревожности старшеклассника.

6. Типичные психические состояния учащихся в учебной деятельности.

Методы обработки данных — методы описательной и корреляционной статистики (корреляционный анализ Спирмена, метод углового преобразования Фишера).

Для Цитирования:
Мензул Елена Владимировна, Рязанцева Наталья Михайловна, Фомичев Данил Сергеевич, Факторы психического напряжения в ситуации оценивания знаний. Медсестра. 2020;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: