Психические состояния являются важнейшей частью всей психической регуляции, играют существенную роль в любом виде деятельности. В психических состояниях отражается взаимодействие человека с окружающей средой. Любые существенные изменения внешней среды, изменения во внутреннем мире личности, в организме вызывают определенный отклик в человеке как целостности, влекут за собой переход в новое психическое состояние, меняют характер переживания, отношения к ситуации, качество деятельности.
Исследования последних лет, к сожалению, констатируют рост числа обучаемых с соматическими заболеваниями, спровоцированными влиянием учебной деятельности, не только среди студентов университетов, но и учащихся колледжей и школ [45].
Цель исследования — определить факторы, обуславливающие уровень состояния нервно-психического напряжения в ситуации оценивания знаний.
В соответствии с целью исследования использовались следующие методы.
Организационные методы: теоретический анализ проблемы с использованием психологической и педагогической литературы.
Эмпирические методы:
1. Опросник нервно-психического напряжения (Т. А. Немчин). Цель: изучить психофизиологическую составляющую психических состояний, переживаемых школьниками в ситуации оценивания знаний.
2. «Изучение мотивации успеха и боязни неудачи» (А.А. Реан). Цель: определить направленность старшего школьника на успех или неудачу в учебной деятельности.
3. «Оценка уровня притязаний» (В.К. Гербачевский). Цель: определить уровень притязаний.
4. Методика экспресс-диагностики по определению уровня самооценки (А. В. Батаршев). Цель: определить уровень самооценки.
5. Опросник «Шкала тревожности» (Дж. Тейлор). Цель: определить выраженность личностной тревожности старшеклассника.
6. Типичные психические состояния учащихся в учебной деятельности.
Методы обработки данных — методы описательной и корреляционной статистики (корреляционный анализ Спирмена, метод углового преобразования Фишера).