По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 614.2 DOI:10.33920/med-05-2412-06

Факторы психического напряжения в ситуации оценивания знаний старших школьников

Екимова Наталия Алексеевна старшая медицинская сестра, ГБУЗ города Москвы «Городская клиническая больница имени С. П. Боткина» Департамента здравоохранения города Москвы, 125284, г. Москва, пр-д 2-й Боткинский, д. 5, e-mail: ekimovana@internet.ru, https://orcid.org/0000-0002-9742-7005
Изевлина Наталья Леонидовна ассистент кафедры сестринского дела, ФГБОУ ВО «Самарский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, 443099, г. Самара, ул. Чапаевская, д. 89, e-mail: n.l.izevlina@samsmu.ru, https://orcid.org/0000-0003-4738-4999

Выявление обучаемых с низкими адаптационными возможностями к учебным нагрузкам является необходимым условием повышения психофизиологической безопасности образовательной среды. Выявить детей группы риска, склонных к возникновению психосоматических расстройств вследствие учебных перегрузок, — значит вовремя предупредить их возможное развитие. Важность проблемы и её недостаточная изученность в психологической литературе, особенно в плане исследования факторов, способствующих формированию высокого уровня нервно-психического напряжения, и обусловила выбор темы статьи. Цель. Определить факторы, обуславливающие уровень состояния нервно-психического напряжения в ситуации оценивания знаний у старших школьников. Результаты. Проведен теоретический анализ научной литературы по изучаемой проблеме; выделены и обоснованы факторы, оказывающие влияние на уровень нервно-психического напряжения старших школьников в ситуации оценивания знаний; подобран психодиагностический инструментарий; проведено эмпирическое исследование с целью проверки выдвинутой гипотезы. Заключение. На психические состояния старших школьников медицинских классов в ситуации оценивания знаний влияют мотивация на успех (избегание неудачи), уровень самооценки и уровень личностной тревожности.

Литература:

1. Баева И. А. Психологическая безопасность образовательной среды: становление направления и перспективы развития /И. А. Баева //Экстремальная психология и безопасность личности. — 2024. — Том 1. — № 3; С. 5–19.

2. Белова Е. А. Проблема изучения психологического с тресса с тарших школьников как отражения социальной ситуации их развития /Е. А. Белова //Наука и школа. — 2013. — № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-izucheniya-psihologicheskogo-stressa-starshih-shkolnikov-kak-otrazheniya-sotsialnoy-situatsii-ih-razvitiya

3. Ганузин В. М. Психотравмирующие факторы в школьном возрасте и их влияние на здоровье: постдидактическое стрессовое расстройство (обзор) /В. М. Ганузин, Б. Д. Борохов //Медицинская психология в России. — 2022. — Tом 14. — № 1; С. 34–39.

4. Михальская Д. С. Стрессогенные факторы, воздействующие на выпускников в процессе подготовки к единому государственному экзамену /Д. С. Михальская, С. С. Игнатович //Педагогика: история, перспективы. — 2022. — № 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stressogennye-faktory-vozdeystvuyuschie-na-vypusknikov-v-protsesse-podgotovki-k-edinomu-gosudarstvennomu-ekzamenu

5. Панфилов А. Н. Психические состояния студентов в усложненных условиях учебной деятельности /А. Н. Панфилов, Г. М. Льдокова //Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2013. — № S1; С. 11–15.

1. Baeva I. A. Psikhologicheskaia bezopasnost obrazovatelnoi sredy: stanovlenie napravleniia i perspektivy razvitiia [Psychological safety of the educational environment: formation of the direction and development prospects] /I. A. Baeva // Ekstremalnaia psikhologiia i bezopasnost lichnosti [Extreme Psychology and Personal Safety]. — 2024. — Vol. 1. — No. 3; pp. 5–19. (In Russian)

2. Belova E. A. Problema izucheniia psikhologicheskogo stressa starshikh shkolnikov kak otrazheniia sotsialnoi situatsii ikh razvitiia [The problem of studying psychological stress of senior schoolchildren as a reflection of the social situation of their development] /E. A. Belova // Nauka i shkola [Science and School]. — 2013. — No. 3. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-izucheniya-psihologicheskogo-stressa-starshih-shkolnikov-kak-otrazheniya-sotsialnoy-situatsii-ih-razvitiya (In Russian)

3. Ganuzin V. M. Psikhotravmiruiushchie faktory v shkolnom vozraste i ikh vliianie na zdorovie: postdidakticheskoe stressovoe rasstroistvo (obzor) [Psychotraumatic factors in school age and their impact on health: post-didactic stress disorder (review)] /V. M. Ganuzin, B. D. Borokhov // Meditsinskaia psikhologiia v Rossii [Medical Psychology in Russia]. — 2022. — Vol. 14. — No. 1; pp. 34–39. (In Russian)

4. Mikhalskaia D. S. Stressogennye faktory, vozdeistvuiushchie na vypusknikov v protsesse podgotovki k edinomu gosudarstvennomu ekzamenu [Stressful factors affecting graduates in the process of preparation for the unified state exam] /D. S. Mikhalskaia, S. S. Ignatovich // Pedagogika: istoriia, perspektivy [Pedagogy: History, Prospects]. — 2022. — No. 6. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/stressogennye-faktory-vozdeystvuyuschie-na-vypusknikov-v-protsesse-podgotovki-k-edinomu-gosudarstvennomu-ekzamenu (In Russian)

5. Panfilov A. N. Psikhicheskie sostoianiia studentov v uslozhnennykh usloviiakh uchebnoi deiatelnosti [Mental states of students in difficult conditions of educational activity] /A. N. Panfilov, G. M. Ldokova //Scientific and methodological electronic journal «Concept». — 2013. — No. S1; pp. 11–15. (In Russian)

Психические состояния являются важнейшей частью всей психической регуляции, играют существенную роль в любом виде деятельности. В психических состояниях отражается взаимодействие человека с окружающей средой. Проявляясь во внутреннем психическом плане в форме переживания, на уровне организма — в физиологических реакциях, в поведении — во внешних реакциях (мимике, пантомимике, особенностях речи и т. п.), психические состояния, по сути, представляют собой индикатор психофизиологического здоровья человека в целом [1, 2].

Здоровье нации сегодня представляет собой проблему, которая решается на всех уровнях жизнедеятельности государства: в политике, экономике, социальной сфере. Особое внимание уделяется вопросам сохранения здоровья молодого поколения — учащейся молодежи [4].

Исследования последних лет, к сожалению, констатируют рост числа школьников с соматическими заболеваниями, спровоцированными влиянием учебной деятельности, которые потом продолжают свое обучение в медицинских ссузах и вузах [5].

Образовательное пространство школы обусловливают комплекс неоднородных по значимости проблем, одной из которых является наличие деструктивных психических состояний у обучающихся в учебном процессе. Причинами деструктивных психических состояний, возникающих в учебном процессе, специалисты видят несоответствие уровня требований педагогического процесса уровню познавательных возможностей учащихся, авторитарность позиции учителя, большой объем материала и дефицит времени на его изучение, снижение уровня мотивации к учебе из-за неудовлетворенности методами преподавания и т. д. [3].

Иными словами, причина, как правило, кроется в огромных учебных перегрузках, обусловленных рассогласованием между индивидуальными психологическими, физиологическими особенностями и темпом, характером деятельности.

Цель. Определить факторы, обуславливающие уровень состояния нервно-психического напряжения в ситуации оценивания знаний.

В соответствии с целью исследования были использованы следующие методы

Для Цитирования:
Екимова Наталия Алексеевна, Изевлина Наталья Леонидовна, Факторы психического напряжения в ситуации оценивания знаний старших школьников. Медсестра. 2024;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: