В данной работе рассмотрены и представлены особенности такого психологического явления, как синдром профессионально-эмоционального выгорания у медицинских работников: медицинских сестер и врачей-стоматологов детских. Исследование было проведено в ГБУЗ СО «Самарская детская стоматологическая поликлиника № 4 Промышленного района г. Самары» и направленно на выявление факторов профессионально-эмоционального выгорания у специалистов.
Синдром эмоционального выгорания как феномен психологического порядка имеет достаточно молодой возраст. Впервые был отмечен в середине 70-х гг. ХХ столетия, когда ученые обратили внимание на часто встречающееся состояние эмоционального истощения среди круга лиц, чьи профессии принадлежат к коммуникативному типу деятельности. На определенном этапе своей деятельности они неожиданно начинали терять интерес к ней, формально относиться к своим обязанностям, конфликтовать с коллегами по непринципиальным вопросам. В дальнейшем у них часто развивались соматические заболевания и невротические расстройства. Было обнаружено, что эти изменения вызывались длительным воздействием профессионального стресса. Так появился термин burnout, который в русскоязычной психологической литературе переводится как «выгорание» или «сгорание».
В последние десятилетия все больше внимания уделяется исс ледованиям стресса в связи с профессиональной деятельностью. Медицинский работник — это не просто профессия, а образ жизни. Чаще всего это означает, что не только на работе, но и дома медицинские сестры, врачи систематически занимаются самообразованием, анализируют и оценивают ситуации из практической деятельности.
Актуальность настоящего исследования обусловлена возрастающими требованиями со стороны общества к личности специалиста, особенно детской медицинской организации, так как профессия относится к социально значимым, а медицинский работник способен сопереживать, он грамотен, умеет устанавливать контакт с ребенком, аккуратен при выполнении своих обязанностей.