В современном обществе врача можно рассматривать как государственного служащего особой квалификации. В практической медицине он является главной фигурой, играющей основную роль в сохранении здоровья, предотвращении заболеваний, лечении уже возникшей болезни, восстановлении и продлении активного долголетия человека. Однако деятельность врача следует рассматривать и как важнейший фактор социально-экономического и культурного общественного прогресса.
В условиях стремительного развития практически всех отраслей медицины, создания новейших технологий, достижений медицинской науки повышаются требования к профессионального уровню медицинских работников. Вместе с тем остро возникает необходимость гармоничного развития их личностного потенциала. В этой связи интеллектуальное и физическое самосовершенствование — важнейший аспект формирования социального портрета врача. На протяжении многовековой истории России врач, как правило, выступал образцом высокой культуры и образованности. Однако, в современном обществе не менее важное значение для него приобретает укрепление собственного здоровья, ведение здорового образа жизни, что, в свою очередь, повышает социально-экономический общественный потенциал.
Целью настоящего исследования было изучение распространенности факторов риска развития заболеваний и факторов интеллектуально-эстетического и физического развития среди учащихся различных факультетов Приволжского исследовательского медицинского университета (ПИМУ).
В пилотное исследование включены 717 учащихся лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов ПИМУ, проходивших медицинский осмотр в поликлинике № 1 Приволжского окружного медицинского центра ФМБА России. Каждому было предложено ответить на вопросы анкеты, касающиеся факторов риска развития ряда заболеваний (избыток массы тела, табакокурение, кальянокурение, употребление алкоголя, нерегулярность питания); уровня реагирования на стресс (стрессоустойчивость, стрессоподверженность); факторов физического (занятия спортом) и интеллектуально-эстетического развития (чтение художественной литературы, занятия тем или иным видом искусства (музыкальное, вокальное, изобразительное, прикладное творчество)).