Профессиональная мотивация выступает как внутренний движущий фактор развития профессионализма и личности, так как только на основе ее высокого уровня формирования возможно эффективное развитие профессиональной образованности и культуры личности.
Современное научное исследование показывает, что на формирование профессиональной (учебной) мотивации студента вуза ведущее влияние оказывает наличие следующих факторов, которые можно систематизировать по двум группам:
1. Социально-психологические факторы:
• макросредовые (общегосударственные, регионально-этнические);
• микросредовые (факторы семьи, вуза, общественных организаций, неформальных объединений).
Общегосударственные факторы включают в себя: экономические, политические, культурно-нравственные условия жизни людей в стране, средства массовой информации.
Регионально-этнические факторы включают в себя: специфические особенности политического, экономического и демографического развития региона; этнические особенности жизнедеятельности населения; особенности развития учебных, учебно-воспитательных заведений в республике.
Микросредовые факторы включают в себя: культурные, образовательные, психогигиенические и т. д. условия и факторы, характеризующие воспитательную, образовательную, профессиональную среду личности.
2. Психологические факторы:
• объективные возрастные особенности; характерологические, типологические особенности личности (черты характера, склонности, способности, интересы, психофизиологические качества личности, уровень их общеобразовательной и профессиональной подготовки); общественные воздействия на мотивы, влияющие на формирование ценностных ориентаций, отношений, профессиональной мотивации и профессионального самосознания;
• субъективные: потенциал личности, в том числе высокие профессионально-личностные стандарты, стремление к знаниям, к расширению своего кругозора; потребность в самоутверждении, достижении, потребность в признании; работа над собой: анализ и перспективное построение профессионального жизненного плана деятельности, самоанализ, самовоспитание, саморазвитие, осознание себя членом профессионального сообщества в будущем, принятие профессиональной роли.