По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 159.9

Факторы формирования приверженности лечению у подростков с хроническими соматическими заболеваниями

Киреева Т. И. доцент кафедры медицинской психологии и психотерапии, канд. мед. наук, ФГБОУ ВО СамГМУ Минздрава России, 443099 г. о. Самара, ул. Чапаевская, д. 89. E-mail: kireevatatjana@lenta.ru

Формирование приверженности указаниям врача является одной из первоочередных задач медицинского сопровождения пациентов с хроническими соматическими заболеваниями, особенно пациентов подросткового возраста. Роль медицинского персонала в формировании приверженности состоит в осуществлении поддержки пациентов, что требует знания факторов, оказывающих влияние на приверженность.

Литература:

1. Домрачева, Э. Г. Опыт работы школы самоконтроля сахарного диабета 1-го типа // Педиатрический вестник Южного Урала. — 2013. — № 2. — С. 68–69.

2. Cox, L. Factors that aff ect adolescents’ adherence to diabetes treatment / L. Cox, J. Hunt // Nursing children and young people 2015; 27 (1): 16–21.

3. Kyngäs, H. A. Compliance in adolescents with chronic diseases: a review / H. A. Kyngäs, T. Kroll, M. E. Duff y // Jornals of adolescent health 2000; 26 (6): 379–388.

4. Kyngäs, H. A. Nurses’ support: Essential factor for the good compliance of adolescents with asthma / H. A. Kyngäs // Nursing & Healt Sciences 2000; 2 (4): 211–216.

5. Taddeo, D. Adherence to treatment in adolescents / D. Taddeo, M. Egedy, J.-Y. Frappier // Paediatr Child Health 2008; 13 (1): 19–24.

Медицинские работники должны осознавать высокую распространенность проблемы недостаточной приверженности лечению в подростковом возрасте. Низкая приверженность приводит к росту заболеваемости и количеству осложнений, снижает качество жизни и приводит к более частым госпитализациям. Большая роль в организации лечения и формировании приверженности подростков принадлежит медицинским сестрам. Термин «приверженность» определяется как степень, в которой поведение человека с точки зрения приема лекарств, соблюдения диеты или изменения образа жизни совпадает с рекомендациями врача. Нередко как синоним используется термин «комплаентность», но он в большей степени отражает пассивное следование пациента указаниям врача, тогда как приверженность подразумевает сотрудничество и активное соучастие пациента в процессе лечения.

Формирование приверженности как осознанного участия в лечебном процессе и сотрудничества с лечащим врачом частично достигается путем организации внутрибольничных школ для пациентов, например школы диабета или школы астмы. В зарубежных странах подобные школы организуются медицинскими сестрами, и они же проводят в таких школах занятия, как теоретические, так и практические. В нашей стране появилась аналогичная практика [1]. Медицинские сестры дают пациентам ту информацию о болезни, которую они способны усвоить, в зависимости от их возраста и состояния, а также учат пользоваться медицинским оборудованием (глюкометры, пикфлоуметры и т. д.). Но информированность пациентов о болезни и сформированность у них необходимых навыков не охватывает всех аспектов формирования приверженности. На приверженность оказывают влияние многие факторы, но, по мнению D. Taddeo и соавт., наиболее критическими являются особенности возраста, эмоциональные проблемы и семейная дисфункция [5].

Подростковый возраст является критическим этапом для физического, пубертатного и когнитивного созревания в дополнение к психосоциальным изменениям, включая формирование личности и развитие социальных отношений. В подростковом возрасте ребенок переходит от полной зависимости к более автономному образу жизни, поэтому общество ожидает, что подростки возьмут на себя ответственность за свое здоровье и заботу о нем. Этот процесс не вызывает больших трудностей у большинства подростков, но в случае наличия серьезного хронического заболевания требования к их организованности и ответственности возрастают. Даже взрослые испытывают трудности с соблюдением рекомендаций по профилактике и лечению. Для подростков это еще более сложная задача, поскольку они часто еще не полностью развили навыки оценки риска, самоконтроля, способности к самоорганизации.

Для Цитирования:
Киреева Т. И., Факторы формирования приверженности лечению у подростков с хроническими соматическими заболеваниями. Медсестра. 2019;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: