Медицинские работники должны осознавать высокую распространенность проблемы недостаточной приверженности лечению в подростковом возрасте. Низкая приверженность приводит к росту заболеваемости и количеству осложнений, снижает качество жизни и приводит к более частым госпитализациям. Большая роль в организации лечения и формировании приверженности подростков принадлежит медицинским сестрам. Термин «приверженность» определяется как степень, в которой поведение человека с точки зрения приема лекарств, соблюдения диеты или изменения образа жизни совпадает с рекомендациями врача. Нередко как синоним используется термин «комплаентность», но он в большей степени отражает пассивное следование пациента указаниям врача, тогда как приверженность подразумевает сотрудничество и активное соучастие пациента в процессе лечения.
Формирование приверженности как осознанного участия в лечебном процессе и сотрудничества с лечащим врачом частично достигается путем организации внутрибольничных школ для пациентов, например школы диабета или школы астмы. В зарубежных странах подобные школы организуются медицинскими сестрами, и они же проводят в таких школах занятия, как теоретические, так и практические. В нашей стране появилась аналогичная практика [1]. Медицинские сестры дают пациентам ту информацию о болезни, которую они способны усвоить, в зависимости от их возраста и состояния, а также учат пользоваться медицинским оборудованием (глюкометры, пикфлоуметры и т. д.). Но информированность пациентов о болезни и сформированность у них необходимых навыков не охватывает всех аспектов формирования приверженности. На приверженность оказывают влияние многие факторы, но, по мнению D. Taddeo и соавт., наиболее критическими являются особенности возраста, эмоциональные проблемы и семейная дисфункция [5].
Подростковый возраст является критическим этапом для физического, пубертатного и когнитивного созревания в дополнение к психосоциальным изменениям, включая формирование личности и развитие социальных отношений. В подростковом возрасте ребенок переходит от полной зависимости к более автономному образу жизни, поэтому общество ожидает, что подростки возьмут на себя ответственность за свое здоровье и заботу о нем. Этот процесс не вызывает больших трудностей у большинства подростков, но в случае наличия серьезного хронического заболевания требования к их организованности и ответственности возрастают. Даже взрослые испытывают трудности с соблюдением рекомендаций по профилактике и лечению. Для подростков это еще более сложная задача, поскольку они часто еще не полностью развили навыки оценки риска, самоконтроля, способности к самоорганизации.