По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 658

Факторы формирования конкурентоспособности корпорации и роста ее эффективности

Гусейнов Ш.Э. аспирант, РЭУ им. Г.В. Плеханова, 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36, E-mail: shamil37@yandex.ru
Орехов С.А. д-р экон. наук, профессор кафедры организационно-управленческих инноваций, РЭУ им. Г.В. Плеханова, 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36

Данная статья посвящена рассмотрению подходов к определению конкуренции, конкурентоспособности корпорации, а также анализу факторов, формирующих конкурентоспособность корпораций и способствующих росту ее эффективности. Рассматриваются различные научные подходы к понятию «конкуренция» и делаются выводы о релевантности предложенного подхода в текущих условиях. Выделяются критерии и факторы конкурентоспособности корпорации, отдельное внимание уделено подходу японских ученых, которые осуществили иерархическую классификацию факторов, влияющих на конкурентоспособность корпорации и рост ее эффективности. Дано краткое описание экспертных методов оценки и приведены экспертные оценки конкурентоспособности интегрированных корпоративных структур в нашей стране и за рубежом.

Литература:

1. Джонсон Дж., Шоулз К., Уиттингтон Р. Корпоративная стратегия. Теория и практика [Текст] / Дж. Джонсон, К. Шоулз, Р. Уитингтон. — М.: Вильямс, 2017. — 800 с.

2. Зиммель Г. Избранное. Проблемы социологии [Текст] / Г. Зиммель. — СПб., 2015. — 416 с.

3. Миловидов Д. В., Дементьева А. Г. Корпоративное управление в России. Новации и тренды [Текст] / Д.В. Миловидов, А.Г. Дементьева. — М.: МГИМО, 2018. — 320 с.

4. Орехов С.А., Новоселов Д.В. Международный менеджмент как отражение процессов интеграции и глобализации экономики / Российская экономика: тенденции и перспективы. Вып. 23. — М.: ООО «Технологии стратегического менеджмента», 2012. — С. 129–134.

5. Орехов С.А., Семенова С.В. Проблемы оценки эффективности интеграционных преобразований / Современные проблемы управления в условиях информационного общества: научн. изд./ [редкол.: Н.В. Тихомирова и др.]. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. — С. 84–89.

6. Рубин Ю.Б. Конкуренция в предпринимательстве [Текст] / Ю.Б. Рубин. — М.: Синергия, 2018. — 910 с.

7. Сысоева Е.А. Факторы конкурентоспособности предприятия: подходы и составляющие [Текст] / Е.А. Сысоева // Экономика и управление. — 2010. — №12 (73). — С. 283‑287.

8. Трифонов П.В. Механизмы повышения конкурентоспособности в корпорациях с государственным участием [Текст] / П.В. Трифонов // Экономика, статистика и информатика. — 2014. — №2. — С. 125‑129.

Одним из необходимых условий поступательного развития экономики Российской Федерации является рост ее конкурентоспособности на международных рынках, что предполагает формирование эффективных механизмов корпоративного управления на предприятиях — лидерах отраслей, что должно способствовать и росту их эффективности. Крупные корпоративные структуры промышленности за счет своей конкурентоспособности обеспечивают конкурентоспособность всей национальной экономики, балансируют интересы потребителей и бизнеса за счет реализации наиболее востребованных товаров и услуг. Поэтому необходимо проводить анализ факторов формирования конкурентоспособности корпораций и выявлять резервы для повышения качества работы механизмов корпоративного управления в целях роста эффективности.

Когда мы говорим о конкурентоспособности корпоративной структуры, то отталкиваемся от большого числа определений, указанных в научной литературе; это говорит как о сложности рассматриваемой категории, так и о наличии эклектики в научных подходах. Рассмотрим отдельные подходы экономистов к понятию «конкуренция» для проведения содержательного анализа.

С точки зрения М. Вебера, конкуренция предполагает мирные конфликты, которые состоят из стремлений экономических субъектов обеспечить контроль над ограниченными ресурсами. Позиция марксисткой школы относительно конкуренции следующая: конкуренция является отличительной чертой капиталистического строя, не являясь универсальной характеристикой человека. С точки зрения Г. Зиммеля, конкуренция предполагает не прямые конфликты, которые связаны со стремлением конкурентов превзойти, а не уничтожить друг друга. Таким образом, развитие творчества и изобретательности в процессе конкуренции увеличивает потенциал общества и является двигателем его развития.

Ряд авторов видит в конкуренции некое «соперничество агентов рынка», сводя определение конкуренции к тривиальности. Отдельные ученые предлагают не совмещать конкуренцию и соперничество, а разделять их на понятийном уровне: конкуренция — это признак рыночных механизмов, который дает возможность предсказывать поведение субъектов рынка; соперничество — это борьба рыночных субъектов за ресурсы и потребителей. На наш взгляд, такой подход, наоборот, усложняет рассмотрение понятия «конкуренция».

Для Цитирования:
Гусейнов Ш.Э., Орехов С.А., Факторы формирования конкурентоспособности корпорации и роста ее эффективности. Нормирование и оплата труда в промышленности. 2020;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: