Одним из необходимых условий поступательного развития экономики Российской Федерации является рост ее конкурентоспособности на международных рынках, что предполагает формирование эффективных механизмов корпоративного управления на предприятиях — лидерах отраслей, что должно способствовать и росту их эффективности. Крупные корпоративные структуры промышленности за счет своей конкурентоспособности обеспечивают конкурентоспособность всей национальной экономики, балансируют интересы потребителей и бизнеса за счет реализации наиболее востребованных товаров и услуг. Поэтому необходимо проводить анализ факторов формирования конкурентоспособности корпораций и выявлять резервы для повышения качества работы механизмов корпоративного управления в целях роста эффективности.
Когда мы говорим о конкурентоспособности корпоративной структуры, то отталкиваемся от большого числа определений, указанных в научной литературе; это говорит как о сложности рассматриваемой категории, так и о наличии эклектики в научных подходах. Рассмотрим отдельные подходы экономистов к понятию «конкуренция» для проведения содержательного анализа.
С точки зрения М. Вебера, конкуренция предполагает мирные конфликты, которые состоят из стремлений экономических субъектов обеспечить контроль над ограниченными ресурсами. Позиция марксисткой школы относительно конкуренции следующая: конкуренция является отличительной чертой капиталистического строя, не являясь универсальной характеристикой человека. С точки зрения Г. Зиммеля, конкуренция предполагает не прямые конфликты, которые связаны со стремлением конкурентов превзойти, а не уничтожить друг друга. Таким образом, развитие творчества и изобретательности в процессе конкуренции увеличивает потенциал общества и является двигателем его развития.
Ряд авторов видит в конкуренции некое «соперничество агентов рынка», сводя определение конкуренции к тривиальности. Отдельные ученые предлагают не совмещать конкуренцию и соперничество, а разделять их на понятийном уровне: конкуренция — это признак рыночных механизмов, который дает возможность предсказывать поведение субъектов рынка; соперничество — это борьба рыночных субъектов за ресурсы и потребителей. На наш взгляд, такой подход, наоборот, усложняет рассмотрение понятия «конкуренция».