По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 10.33920/med-01-1912-06

Факторы, ассоциированные с суицидальным поведением молодежи (на примере студентов медицинского вуза)

Святогор Марина Викторовна кандидат медицинских наук, доцент кафедры психиатрии, ФГБОУ ВО «Приволжский исследовательский медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Нижний Новгород, e-mail: svyatogor_marina@mail.ru.
Лацплес Петр Ренгольдович кандидат медицинских наук, ГБУЗ Нижегородской области «Городская клиническая больница № 12», врач-психиатр, г. Нижний Новгород, e-mail: latsples@mail.ru.

Суицидальные явления распространены в молодежной среде и за последние годы их частота неуклонно растет. В статье приводятся результаты изучения конкретных факторов риска и защитных факторов, связанных с суицидальным поведением студентов медицинского вуза. Механизмы формирования суицидального поведения у студенческой молодежи в большей степени связаны с характерологическими особенностями, уровнем психического здоровья, наличием предшествующего суицидального поведения, наследственной отягощенностью, трудностями семейного взаимодействия, и в меньшей степени обусловлены средовыми и культуральными воздействиями. Студенты с суицидальным поведением отличались от контрольной группы по ряду параметров: повышенная тревожность, присутствие в детстве невротических и аффективных нарушений, наличие депрессивных и тревожных расстройств на момент обследования, употребление алкоголя и наркотиков.

Литература:

1. Иванец Н. Н. Профилактика суицидального поведения среди студентов / Н. Н. Иванец, Е. А. Панченко, М. А. Кинкулькина // Психиатрия и психофармакотерапия им. П. Б. Ганнушкина. — 2014. — № 3. — С. 17–18.

2. Хритинин Д. Ф., Бунькова К. М., Щукина Е. П., Самохин Д. В. Клинические особенности суицидального поведения студентов медицинского вуза // Вестник неврологии, психиатрии и нейрохирургии. — 2014. — № 1. — С. 21–26.

3. Arnett J. J. The new life stage of emerging adulthood at ages 18–29 years: implications for mental health / J. J. Arnett, R. Žukauskienė, K. Sugimura // Lancet Psychiatry. — 2014. — Vol. 1. — P. 569–576.

4. Global burden of diseases, injuries, and risk factors for young people’s health during 1990–2013: a systematic analysis for the Global Burden of Disease Study 2013 / A. H. Mokdad [et al.] // Lancet. — 2016. — Vol. 387. — P. 2383–2401.

5. Gramaglia C., Zeppegno P. Medical Students and Suicide Prevention: Training, Education, and Personal Risks // Frontiers in Psychology. — 2018. — № 9. — Р. 452. — doi:10.3389/fpsyg.2018.00452.

6. Hwang I. C., Park K. H., Kim J. J. et al. Perceived social support as a determinant of quality of life among medical students: 6-month follow-up study // Acad Psychiatry. — 2017. — № 41 (2). — Р. 180–184.

7. Prevalence of Depression, Depressive Symptoms, and Suicidal Ideation Among Medical Students: A Systematic Review and Meta-Analysis / L. S. Rotenstein [et al.] // JAMA. — 2016. — Vol. 316. — № 21. — P. 2214–2236.

8. World Health Organization. Preventing suicide: A global imperative / World Health Organization. — Geneva, 2014. — 92 p

Число суицидов, совершаемых детьми и подростками, за последние 45 лет во всем мире увеличилось на 60 %, а молодежь в возрасте 15–29 лет является группой с наивысшим суицидальным риском в глобальном масштабе [8]. В последние годы был проведен ряд исследований суицидального поведения молодежи, в которых студенты рассматривались как уязвимая в отношении высокого суицидального риска группа населения [1, 2, 6]. Проведенный L. S.Rotenstein et. al. (2016) метаанализ, обобщающий данные 24 исследований распространенности суицидальных идей среди студентов-медиков из 15 стран мира (данные по РФ представлены не были) показал, что частота встречаемости суицидальных мыслей сильно варьировала в диапазоне от 4,9 до 35,6 % [7]. Обучение в медицинском вузе справедливо считается очень сложным и напряженным периодом жизни молодежи. Студентам приходится адаптироваться к высокому уровню психоэмоциональных нагрузок, справляться с учебными и социальными требованиями при подготовке к профессиональной карьере врача. Неспособность справиться с академическими стрессами зачастую негативно сказывается на психологическом благополучии студентов и создает предпосылки суицидального риска [5]. В то же время распространенность любого психического расстройства составляет более 40 % у людей в возрасте 18–29 лет, то есть она выше, чем у людей в любой другой возрастной группе [3]. Это особенно характерно для тревожных расстройств, расстройств настроения и злоупотребления психоактивными веществами, которые являются доказанными факторами высокого суицидального риска [4]. Учитывая, что уровни самоубийств особенно высоки среди студенческой молодежи, необходимо проводить дальнейшие исследования, направленные на изучение основных факторов риска и защиты в этой группе для создания эффективных превентивных и терапевтических стратегий.

Цель работы — выявить факторы, ассоциированные с суицидальными проявлениями у студенческой молодежи медицинского вуза.

В исследовании приняли участие 268 студентов 4, 5 и 6-го курсов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов ФГБОУ ВО «ПИМУ» Минздрава России. Было опрошено 188 (70,1 %) девушек и 80 (29,9 %) юношей (средний возраст 22,08 ± 1,01 лет). Использовалась анкета, включающая в себя социодемографические, анамнестические сведения, данные о личной и семейной истории соматических и психических заболеваний, а также раздел с вопросами о суицидальном поведении в течение жизни и на момент осмотра. Для оценки депрессивных расстройств использовался опросник депрессии Бека (Beck Depression Inventory, BDI), уровень тревоги определялся по шкале оценки тревоги Спилберга — Ханина (State-Trait Anxiety Inventory, STAI), шкала суицидального мышления Бека (Beck Scale for Suicide Ideations, BSSI) позволила оценить активные суицидальные намерения. Каждый респондент дал письменное информированное согласие на участие в исследовании.

Для Цитирования:
Святогор Марина Викторовна, Лацплес Петр Ренгольдович, Факторы, ассоциированные с суицидальным поведением молодежи (на примере студентов медицинского вуза). Вестник неврологии, психиатрии и нейрохирургии. 2019;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: