Экономический анализ представляет собой способ познания экономических явлений, основанный на разложении объекта на составные части и изучении их как элементов целого во всем многообразии связей и зависимостей. Это позволяет глубже понять суть экономических явлений и процессов, а последующий синтез дает представление об объекте и предмете исследования на качественно новом уровне.
Современные условия развития аналитической науки характеризуются появлением и развитием новых его направлений, таких как стратегический экономический анализ, бизнес-анализ, социально-экономический, эколого-экономический, анализ устойчивого развития и другие [2, 6, 7, 8, 9]. Если рассматривать исследования как минимум последних десяти лет, то именно с этими вопросами связано подавляющее большинство научных публикаций в области экономического анализа. При этом практически не стало работ, рассматривающих классические вопросы комплексного экономического анализа, существенно ослабилось внимание к выявлению резервов производства, использованию ресурсов, повышению эффективности деятельности и других.
В тоже время проблемам, связанным с поиском резервов — как внешних, так и прежде всего внутрихозяйственных, экономический анализ традиционно уделял значительное внимание. Важная роль при этом отводилась выявлению причинно-следственных связей и факторному анализу. Представляется, что исследования по указанному и другим важным вопросам теоретико-методических основ экономического анализа должны оставаться в поле актуальности.
Цель исследования: обосновано применение способа абсолютных разниц для определения влияния факторов в аддитивных факторных моделях.
Задачи исследования: рассмотрение некоторых теоретических аспектов факторного анализа в выявлении причинно-следственных связей и обосновании резервов повышения эффективности деятельности; обобщение мнений ученых по использованию способов детерминированного факторного анализа в различных типах моделей; практическая апробация возможности применения способа абсолютных разниц в аддитивных факторных моделях на примере модели чистой прибыли коммерческой организации.