Бахрушинский театральный музей передал из собственной коллекции для выставки «Теат-романия» (15 октября 2024 – 8 января 2025) в Музее истории Выксунского завода три эскиза немецкой художницы Марианны Кирцингер, написанные в 1780-е гг. для крепостного театра Шереметевых в Кускове. Купленные Алексеем Бахрушиным на Сухаревском рынке в Москве экспонаты положили начало музейной коллекции основателя БТМ.
Незадолго до открытия Бахрушинского музея в 1894 году (события, которому в этом году исполняется 130 лет!) Алексей Александрович приобрел в лавочке грошового антиквара за 5 тогдашних рублей 22 запыленных маленьких портрета. На них были изображены люди в театральных костюмах. Бахрушин предположил, что его находка относится к XVIII веку. В тот же день он поехал в художественный магазин Аванцо на Кузнецком Мосту, попросил почистить и отреставрировать портреты и вставить их в общую большую дубовую раму. Когда заказчик приехал забирать свою вещь, она была неузнаваема: приобрела нарядный, музейный вид.
Гипотеза, что портреты предназначались для крепостного театра Шереметевых в Кускове, подтвердилась много лет спустя, когда потомок владельца кусковского театра граф Павел Шереметев, осматривая бахрушинское собрание, пораженный, остановился у «сухаревской находки». Оказалось, что портреты были украдены из Кускова. Написаны они были в Париже, и по ним шили костюмы для актеров шереметевской труппы. Роскошью и техническим совершенством этот театр превосходил все крепостные театры своего времени.
Вскоре граф прислал еще несколько портретов, случайно не попавших в число похищенных. «Чтобы не разрознивать коллекцию», — объяснил он Бахрушину. Алексей Александрович очень любил эту серию портретов. Сегодня в фондах БТМ хранится 25 эскизов немецкой художницы Марианны Кирцингер, выполненных для графа Николая Петровича Шереметева.
Бахрушинский музей демонстрирует на выставке «Театромания» два эскиза женских костюмов (Воительница и Дама в красном платье) и эскиз мужского костюма для роли Геракла. Эскизы являются уникальными произведениями изобразительного искусства. Каждая работа представляет собой мизансцену, в которой чувствуется эмоциональное напряжение. По многообразию образов — эпоха античности, Древний Рим, средневековье — складывается богатейшая палитра костюмного оформления шереметевских спектаклей.