Статья поступила 12.04.2023.
Эти размышления инициированы прочтением статьи В.М. Розина «Философия, искусство, эзотерика как сообщающиеся сосуды, а также в чем причина некоторой паузы эзотеризма» [1].
Вот что Розин пишет в аннотации: «В статье излагается авторское понимание эзотерики. Разводятся два полярных направления эзотеризма — “трансцендентальное” и “латентное” (“ментальное”); вводятся два постулата, характерные для первого направления, получившего в предыдущих работах автора название “классического”. Обсуждаются отношения, связывающие эзотерику с философией, религией и искусством. Указаны общие черты этих областей знания и жизнедеятельности (личностные истоки, конструирование реальности, семиотическая и психологическая природа реальности). Рассмотрены кейсы взаимодействия. Обсуждена проблема некоторого падения интереса к эзотерическим учениям...» [1, с. 45].
Итак, какие действия, заявляемые Розиным, можно выделить как основные:
1. Разведение «двух полярных направлений эзотеризма — “трансцендентального” и “латентного” (“ментального”)».
2. Введение «двух постулатов, характерных для первого направления, получившего в предыдущих работах автора название “классического”».
3. Обсуждение «отношений, связывающих эзотерику с философией, религией и искусством».
4. Указываются «общие черты этих областей знания и жизнедеятельности (личностные истоки, конструирование реальности, семиотическая и психологическая природа реальности)».
Все остальное носит второстепенный характер. Я буду рассматривать это по мере необходимости.
Во-первых.
Розин разводит два полярных направления эзотеризма — «трансцендентальное» и «латентное».
«Первое направление может быть охарактеризовано тремя постулатами.
Первый. Существуют два мира (реальности): обычный, оцениваемый как плохо устроенный (конфликты, противоречия, отсутствие условий для настоящей жизни и пр.), и жизнь подлинная, как правило, отвечающая чаяньям (идеалам, мечтам) эзотериков.