По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 316.12 DOI:10.33920/nik-01-2306-04

Эзотерическая размерность человеческого существования

Беляев Вадим Алексеевич независимый исследователь, Россия, 142004, Московская область, г. Домодедово, ул. Корнеева, д. 38, кв. 194, E-mail: Vbelyaev@yandex.ru

В этой статье автор предлагает свой подход к исследованию феномена эзотерики. В качестве конкретной точки отталкивания используется концепция эзотерического пути В.М. Розина. Автор предлагает свое, расширительное понимание эзотерики, которое показывает наличие «внутренних» и «внешних» путей в реализации различных идеально-проектных направленностей. У разного рода социально-культурных организованностей в этом смысле появляются свои эзотерические размерности, свои варианты эзотерики. Фундаментальной проблемой здесь становится соотношение эзотерической и экзотерической размерностей социокультурных систем. Особой темой становится соотношение эзотерических миров разного характера и масштаба. Здесь автор выходит к фундаментальной проблематике соотношения культурных миров как объективированных эзотерических миров, к проблематике конфликта культур и формирования посткультурной стратегии модерна как ответа на вызов этого конфликта. Модерн в этой перспективе становится переходом от «культурной» социокультурной архитектуры к «посткультурно-интеркультурной». Внутри реальности модерна автор выделяет проблему «секулярной эзотерики», связанную с формированием культуры «прохождения через земную реальность».

Литература:

1. Розин В.М. Философия, искусство, эзотерика как сообщающиеся сосуды, а также в чем причина некоторой паузы эзотеризма // Философия и культура. — 2022. — № 1. — С. 45–55. — DOI: 10.7256/2454-0757.2022.1.37429 [Электронный ресурс]. — URL: https:// nbpublish.com/library_read_article.php?id=37429 (дата обращения: 01.02.2023).

2. Беляев В.А. Методологический дискурс о модерне: Через критику книги Ю. Хабермаса «Философский дискурс о модерне». — М.: URSS, 2022. — 367 с.

3. Беляев В.А. Методология как социокультурный феномен: Методология в широком смысле. Социокультурная методология. Методология ММК в зеркале социокультурной методологии. — М.: URSS, 2022. — 406 с.

4. Беляев В.А. Методология ММК в зеркале социокультурной методологии. — М.: КнигИздат, 2022. — 308 с.

5. Беляев В.А. Европейская социальность в зеркале социокультурной методологии и параметрической реконструкции. — М.: КнигИздат, 2022. — 428 с.

1. Rozin V.M. Philosophy, art, esotericism as communicating vessels, and also, what is the reason for some pause in esotericism // Philosophy and Culture. — 2022. — No. 1. — Р. 45–55. — DOI: 10.7256/2454-0757.2022.1.37429. — URL: https://nbpublish.com/library_ read_article.php?id=37429.

2. Belyaev V.A. Methodological discourse on modernity: Through criticism of the book by Y. Habermas “Philosophical discourse on Modernity”. — M.: URSS, 2022. — 367 p.

3. Belyaev V.A. Methodology as a socio-cultural phenomenon: Methodology in a broad sense. Sociocultural methodology. MMС methodology in the mirror of sociocultural methodology. — M.: URSS, 2022. — 406 p.

4. Belyaev V.A. MMС methodology in the mirror of sociocultural methodology. — M.: KnigIzdat, 2022. — 308 p.

5. Belyaev V.A. European sociality in the mirror of sociocultural methodology and parametric reconstruction. — M.: KnigIzdat, 2022. — 428 p.

Статья поступила 12.04.2023.

Эти размышления инициированы прочтением статьи В.М. Розина «Философия, искусство, эзотерика как сообщающиеся сосуды, а также в чем причина некоторой паузы эзотеризма» [1].

Вот что Розин пишет в аннотации: «В статье излагается авторское понимание эзотерики. Разводятся два полярных направления эзотеризма — “трансцендентальное” и “латентное” (“ментальное”); вводятся два постулата, характерные для первого направления, получившего в предыдущих работах автора название “классического”. Обсуждаются отношения, связывающие эзотерику с философией, религией и искусством. Указаны общие черты этих областей знания и жизнедеятельности (личностные истоки, конструирование реальности, семиотическая и психологическая природа реальности). Рассмотрены кейсы взаимодействия. Обсуждена проблема некоторого падения интереса к эзотерическим учениям...» [1, с. 45].

Итак, какие действия, заявляемые Розиным, можно выделить как основные:

1. Разведение «двух полярных направлений эзотеризма — “трансцендентального” и “латентного” (“ментального”)».

2. Введение «двух постулатов, характерных для первого направления, получившего в предыдущих работах автора название “классического”».

3. Обсуждение «отношений, связывающих эзотерику с философией, религией и искусством».

4. Указываются «общие черты этих областей знания и жизнедеятельности (личностные истоки, конструирование реальности, семиотическая и психологическая природа реальности)».

Все остальное носит второстепенный характер. Я буду рассматривать это по мере необходимости.

Во-первых.

Розин разводит два полярных направления эзотеризма — «трансцендентальное» и «латентное».

«Первое направление может быть охарактеризовано тремя постулатами.

Первый. Существуют два мира (реальности): обычный, оцениваемый как плохо устроенный (конфликты, противоречия, отсутствие условий для настоящей жизни и пр.), и жизнь подлинная, как правило, отвечающая чаяньям (идеалам, мечтам) эзотериков.

Для Цитирования:
Беляев Вадим Алексеевич, Эзотерическая размерность человеческого существования. Вопросы культурологии. 2023;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: