Статья поступила 10.01.2017 г.
На любую вещь или процесс можно посмотреть как извне, так и из(в)нутри. Глобализация, если смотреть извне, это превращение мира в некую целостность, с общей экономикой и, следовательно, политикой, без границ (космополиты), без культурных, потом языковых, а постепенно и собственно антропоморфных различий. Всемирное единство, унификация и стандартизация. Кто-то этому радуется, но многие, многие печалятся и не принимают. А почему, собственно, надо печалиться? Это примерно как одно-этно-национальная страна, только в масштабах мира. Снимается множество противоречий, трат, трудностей, исчезают визы, пошлины, другие препятствия все большей эффективности производства и свободе человека. Так что это поверхностное неприятие.
И, тем не менее, для печального неприятия есть причины. Только они более фундаментальные. Ибо, в отличие от этно-национальных образований, глобальное единство мира образуется не в результате культурного взаимодействия людей, их общими ценностями и внутренними переживаниями, а извне, путем разного рода технологий контроля и манипуляции, производственных, социальных, правовых, вплоть до так называемой технологии Hi-hume, т. е. непосредственного воздействия на мозг и сознание человека. Глобализация ведет к тому, что вместо социальности и культуры способом нашего бытия становятся технологии. Сейчас она устремилась к своему идеалу: формируется некое саморазвивающееся, всё более производительное техногенно-экономическое образование, в котором человек только средство этого развития. На повестке дня —технологизация всего и вся, вплоть до процессов творчества. Возникает 7 глобальная цивилизация универсальных систем и сетей (ЦУСС). Или, сказать подругому, — Технос, а населяющие его люди становятся техноидами. Технос как глобальная открытая цивилизация — это уже постобщество. Идеальным воплощением глобализма-технологизма являются виртуальные коммуникационные процессы в медиасфере. Там теряют значение любые свойства человека: пол, возраст, национальность, характер. Только текст и «ник». Это «конец истории», когда культура становится традицией или размывается вообще, живое общение заменяется виртуальным функционированием, личность редуцируется к человеческому фактору, агенту и трансхъюману. Или, если воспользоваться введенным А. Зиновьевым понятием, возникает технологически регулируемый Челове(йни)к [1].