По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 130.2

«Европейские ценности» и русская культура

Кутырев Владимир Александрович. ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный университет имени Н. И. Лобачевского (Национальный исследовательский университет)». Россия, 603950, Нижний Новгород, просп. Гагарина, 23, e-mail: kut.va@mail.ru

Движущей силой глобализации мира является его технологизация. Она ведет к возникновению техноса, когда духовные регуляторы жизни заменяются внешним контролем и манипулированием, утрачивается этно-национальная и антропоморфная идентичность народов. Личности вытесняются техноидами. Условием выживания человечества является борьба за ограничение технологизации общества сферой экономики и сохранение его духовной культуры.

Литература:

1. Зиновьев А.А. Глобальный человейник. — М.: Эксмо, 1997. — 448 с.

2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. — Т.4. — СПб., 1996.– С. 494.

3. Orrwell G. Wells, Hitler and the World State. — L., 1970. — Р. 170.

Статья поступила 10.01.2017 г.

На любую вещь или процесс можно посмотреть как извне, так и из(в)нутри. Глобализация, если смотреть извне, это превращение мира в некую целостность, с общей экономикой и, следовательно, политикой, без границ (космополиты), без культурных, потом языковых, а постепенно и собственно антропоморфных различий. Всемирное единство, унификация и стандартизация. Кто-то этому радуется, но многие, многие печалятся и не принимают. А почему, собственно, надо печалиться? Это примерно как одно-этно-национальная страна, только в масштабах мира. Снимается множество противоречий, трат, трудностей, исчезают визы, пошлины, другие препятствия все большей эффективности производства и свободе человека. Так что это поверхностное неприятие.

И, тем не менее, для печального неприятия есть причины. Только они более фундаментальные. Ибо, в отличие от этно-национальных образований, глобальное единство мира образуется не в результате культурного взаимодействия людей, их общими ценностями и внутренними переживаниями, а извне, путем разного рода технологий контроля и манипуляции, производственных, социальных, правовых, вплоть до так называемой технологии Hi-hume, т. е. непосредственного воздействия на мозг и сознание человека. Глобализация ведет к тому, что вместо социальности и культуры способом нашего бытия становятся технологии. Сейчас она устремилась к своему идеалу: формируется некое саморазвивающееся, всё более производительное техногенно-экономическое образование, в котором человек только средство этого развития. На повестке дня —технологизация всего и вся, вплоть до процессов творчества. Возникает 7 глобальная цивилизация универсальных систем и сетей (ЦУСС). Или, сказать подругому, — Технос, а населяющие его люди становятся техноидами. Технос как глобальная открытая цивилизация — это уже постобщество. Идеальным воплощением глобализма-технологизма являются виртуальные коммуникационные процессы в медиасфере. Там теряют значение любые свойства человека: пол, возраст, национальность, характер. Только текст и «ник». Это «конец истории», когда культура становится традицией или размывается вообще, живое общение заменяется виртуальным функционированием, личность редуцируется к человеческому фактору, агенту и трансхъюману. Или, если воспользоваться введенным А. Зиновьевым понятием, возникает технологически регулируемый Челове(йни)к [1].

Для Цитирования:
Кутырев Владимир Александрович., «Европейские ценности» и русская культура. Вопросы культурологии. 2017;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: