Сорок два года тому назад три английских интеллектуала — журналист Кеннет Хадсон, издатель Джон Леттс и исследователь популярной культуры Ричард Хоггарт — придумали международную музейную премию, которой было суждено стать самым влиятельным рейтинговым инструментом и своего рода компасом для развития музеев Европы. Каждый год, начиная с 1977, авторитетное независимое жюри называет Лучший европейский музей года. Одновременно Совет Европы, под эгидой которого проходит этот конкурс, вручает одному из кандидатов Музейный приз Совета Европы.
Лучший музей года и Приз Совета Европы — это две главных награды в европейском музейном соревновании, не прекращающемся уже более четырех десятилетий.
Критерии и приоритеты конкурса были ясно обозначены с самого начала. Для Лучшего европейского музея года это прежде всего инновационность, внимание к посетителю и способность музея служить обществу. Для Приза Совета Европы эти критерии сохраняются, но к ним добавляются требования, продиктованные политической философией, положенной в основу этой международной организации — культурная демократия, права человека и внимание к европейской (а не только к национальной) истории.
В «портфеле» премии есть и другие награды — своего рода серебряные медали — возникавшие в разные периоды. Так, в 2009 году была учреждена премия Кеннета Хадсона, которая в нынешнем году вручалась в десятый раз. Сегодня она стала, пожалуй, третьей по значению наградой, отражающей важную особенность конкурса — внимание к необычным, «пограничным» случаям, к музеям, которые сами достигают успеха и открывают новые перспективы для других не потому, что следуют установленным правилам, а потому, что их нарушают. Музей контрацепции и абортов (Австрия), Музей разорванных отношений (Хорватия), Музей кладбища Гласневин (Ирландия), Музей (зоопарк) микробов (Нидерланды) — вот лишь некоторые обладатели этой премии, которых, очевидно, объединяет то обстоятельство, что они не идут проторенными путями.
Именно с обсуждения премии Кеннета Хадсона началась конференция Европейского музейного форума, проходившая в этом году в Сараево. В отличие от других сессий, участники которых не знали, кто окажется победителем, здесь собрались лауреаты прошлых лет и в их числе Музей Бориса Ельцина в Екатеринбурге, получивший премию Кеннета Хадсона в 2017 году. Эта сессия стала своеобразным камертоном для всей последующей конференции.