По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 008

Европейская культура эпохи постмодерна: симптомы регресса и сценарии будущего

Марков Александр Петрович НОУ ВПО «Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов», Россия, 192238, Санкт-Петербург, ул. Фучика, 15, e-mail: info@gup.ru

В статье содержится характеристика глобальных проблем современного мира, исследуются причины заката мировых цивилизаций. В качестве реального сценария ближайшего будущего европейской культуры рассматривается реванш языческой эры человеческой истории («культуры жрецов»), которая фундаментально отличается от классической логоцентристской культуры, сформировавшейся на базе текстов Ветхого и Нового завета. Смысловая исчерпанность и «экзистенциальная усталость» антропологических матриц европейской культуры делают неизбежным уход европейского мира с арены мировой истории.

Литература:

1. Алтуфьев Д. Зеркало Иблиса. Острог (альманах). — 2017. — № 14. — С. 59. [Электронный ресурс.] URL: http://vk.com/doc354704131_441745887 (Дата обращения: 01.06.2017.)

2. Кастельс М. Информационная эпоха. Экономика, общество, культура. — М., 2000. — 480 с.

3. Пелипенко А.А. Избранные работы по теории культуры. — М.: Согласие, 2014. [Электронный ресурс.] URL: http://www.philologist.livejournal.com/6161348. html (Дата обращения: 01.06.2017.)

4. Пелипенко А.А. Русская матрица: последний путь // Острог (альманах). — 2017. — № 14. — С. 59. [Электронный ресурс.] URL: https://vk.com/ doc354704131_441745887 (Дата обращения: 01.06.2017.)

5. Преподобный Иустин Попович. Философские пропасти. — М., 2004. — 288 с.

6. Соина О.С. Мораль и этика будущего: сотериологический акцент // Международные Лихачёвские научные чтения «Глобальный мир: системные сдвиги, вызовы и контуры будущего». 18–20 мая 2017 г. — СПб: СПбГУП, 2017. [Электронный ресурс.] URL: http://www.aktivnoetv.ru (Дата обращения: 01.06.2017.)

7. Суханцева В.К. Музыка как мир человека (от идеи вселенной — к философии музыки). [Электронный ресурс.] URL: http://www.library/suhanceva/index.html (Дата обращения: 01.06.2017.)

8. Хоружий С.С. Православно–аскетическая антропология и кризис современного человека. [Электронный ресурс.] URL: http://www.xpa–spb.ru/libr/Horuzhij/ pravoslavnaya–antropologiya.html (Дата обращения: 01.06.2017.)

9. Шпенглер О. «Закат Европы». Т. 1. — М., 1993. — 667 с.

10. Эриксен Т.Х. Тирания момента. Время в эпоху информации: Пер. с норв. — М.: Весь Мир, 2003. — 208 с.

11. Ясперс К. Смысл и назначение истории. Пер. с нем. — М.: Политиздат, 1991. — 527 с.

Статья поступила 01.06.2017 г.

Современный мир стремительно меняется, и масштабы перемен не только поражают воображение, но и вызывают тревогу: рвутся цивилизационные нити преемственности, деформируются социальные структуры и отмирают нормативные механизмы, удерживающие социум как целостность, расширяется зона аномии и пространство институциональной дисфункции. Рушится единая картина мира, цементируемая вековыми усилиями философии и естествознания. Разум уступает место рассудочности и прагматизму, а место морали, вытесненной в сферу абстракции, занимает «релятивистская Вселенная», не имеющая «верха» и «низа», центра и окраин, целого и частей. Наружу хлынул хаос, пустота, «втягивающая в разрастающуюся воронку «знакомые до слез» знаки и символы культуры: добро, любовь, красоту, дом, истину, природу. Все то, что составляло духовную азбуку культуры, поле ее гравитации, удерживающие человека в антропосообразном мире и преодолевающее разнообразные симптомы «родового безумия» (7). Растет опасность цивилизационных рисков, связанных с экстенсивным развитием новейших нано-, био-, когнитивных и информационных технологий. Мрачные перспективы земного социума усугубляет усиливающаяся борьба за ресурсы. Все очевиднее становится культурно–историческая тупиковость вектора развития мировой цивилизации, которая обнаруживается как в крушении глобального социалистического «эксперимента»2, так и в исчерпанности культурно–исторических ресурсов западного «общества всеобщего благоденствия» — глобальный неолиберальный капитализм, пережив «предагональную» вспышку 1970–2000-х гг., исчерпал возможности своего развития.

Значимым аттрактором «времени перемен» является глобализация, провоцирующая системный кризис мир–экономики и выполняющая функцию «перехода», в результате которого вся мировая капиталистическая система превращается в нечто иное (И. Валлерстайн). Экспансия глобальных проблем рождает особый характер духовных угроз, способных причинить непоправимый урон человеческой цивилизации. «Наша старая планета решила закончить в человеке свое существование, закончить апокалиптически анархично и бурно. Ее атмосфера стала слишком взрывоопасной: все космические противоречия встречаются на ней, чтобы при встрече разорваться. К несчастью, она поставлена на распроклятейший перекресток вселенной. На ней скрещиваются все пути: дороги света и тьмы, дороги боли и радости, дороги страданий и блаженства, дороги жизни и смерти» (5. С. 25).

Для Цитирования:
Марков Александр Петрович, Европейская культура эпохи постмодерна: симптомы регресса и сценарии будущего. Вопросы культурологии. 2017;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: