Несмотря на динамичное развитие ювелирной отрасли ЕАЭС и богатые культурно-исторические традиции в сфере производства ювелирных изделий, на мировом рынке на союз приходится доля менее чем в 1 %. Например, 30 % объема мировой добычи алмазов обеспечивает Россия; Кыргызстан и Казахстан осуществляют добычу и аффинаж драгоценных металлов; Армения имеет школы огранки и дизайна, известные за рубежом; Беларусь — производственные мощности [1].
Проблема много раз обсуждалась на коллегии Евразийской экономической комиссии, и в результате были сформулированы наиболее значимые причины, препятствующие развитию ювелирной отрасли: Большая затратность, связанная с несовершенствами налоговой и административной систем. Значительные издержки появляются из-за действующих налоговых ставок на слитки аффинированных драгоценных металлов, а также по причине ставок ввозных таможенных пошлин на цветные драгоценные камни. Но главным тормозом в развитии являются административные взыскания и ограничения в сфере законодательства ПОД/ФТ, необходимость специального учета для участников рынка, приносящие значительные издержки [2].
Главными факторами, сдерживающими выход на экспорт компаний, являются:
• сложности оформления таможенного транзита и временного вывоза товаров для участия в международных выставках с возможностью реализации части вывозимой ювелирной продукции;
• отсутствие условий для онлайн-торговли и торговой инфраструктуры, специализированной на продвижение изделий ювелиров ЕАЭС на потенциальных рынках сбыта третьих стран.
Невыгодные кредиты ввиду их высокой стоимости.
На основе анализа данных проблем итогом обсуждения стало постановление о создании евразийского бюро, план работы которого будет представлен в 2020 г. Основной целью создания этой организации является развитие экспорта и поддержка производителей из ЕАЭС на внешних рынках. Для претворения плана в жизнь необходимо консолидировать производственные мощности и интеллектуальные возможности стран-партнеров посредством создания общего бренда ЕАЭС и выведение его на мировой рынок. Создание и продвижение нового бренда требует огромных финансовых вложений, поэтому совместная работа будет выгодна всем участникам. Динамичное развитие бренда невозможно без грамотной маркетинговой компании, которая также будет разрабатываться и внедряться совместно [4].