По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 32.019.5

Евразийская цивилизационная идентичность: к определению понятия

Лепешев Дмитрий Владимирович Кокшетауский университет имени Абая Мырзахметова, Республика Казахстан, C00Y4G0, Кокшетау, ул. Мухтара Ауэзова, 189А/3, e-mail: lepeshev75@inbox.ru

Евразийская идентичность является фундаментальной основой евразийского объединения стран в единое содружество. Вопрос «евразийства» берет начало с момента формирования древних цивилизаций, но наиболее ярко эта политика выражена в Российской Федерации. Понятие евразийской идентичности охватывает не только географическое расположение стран, но и исторические предпосылки, а также культурное наследие и политические институции. Цель исследования заключается в том, чтобы выяснить сущность евразийской идентичности, ее соотношение с национальной идентичностью и направления ее перспективного формирования. В статье предложены образовательные практики для реализации политики евразийства.

Литература:

1. Евразийский мир: ценности, константы, самоорганизация / Под ред. Ю.В. Попкова. — Новосибирск: Нонпарель, 2016. — 449 с.

2. Евразийство: ключевые идеи, ценности, политические приоритеты / А.В. Иванов, Ю.В. Попков, Е.А. Тюгашев, М.Ю. Шишин. — Барнаул: АГАУ, 2017. — 246 с.

3. Савицкий П. Степь и оседлость // Классика геополитики ХХ век: Сб. / Сост. К. Королев. — М.: АСТ, 2015. — С. 688–699.

4. Трубецкой Н. Взгляд на русскую историю не с Запада, а с Востока // Классика геополитики ХХ век: Сб. / Сост. К. Королев. — М.: АСТ, 2017. — С. 144–226.

5. Цивилизационная структура современного мира. Цивилизации востока в условиях глобализации. Кн. II / Под ред. Ю.Н. Пахомова и Ю.В. Павленко. — Киев: Наукова думка, 2018. — 640 с.

6. Huntington S. The Clash of Civilizations and The Remaking of World Order / Samuel P. Huntington. — N.Y.: Simon and Shuster, 2016. — 368 р.

7. Kim S.J. Eurasian Studies: A Critical Review // Paper presented at the conference “Eurasianness and National Identities in the Post-Soviet Era”, Seoul, Korea, June 18– 19, 2017.

8. Korostelina K.V. Social Identity and Confl ict: Structure, Dynamic and Implications. — Palgrave Macmillan, New York, 2017.

9. Salgiriyev A.R. Structure of political elite in the polyethnic republics of the North Caucasus [Struktura politicheskoi elity v polietnichnykh respublikakh Severnogo Kavkaza] // RUDN Bulletin, series: Political science [Vestnik RUDN, seriya «Politologiya»]. — 2015. — № 2. — P. 83–89.

10. Titarenko M. Eurasianism: A Paradigm for Coexistence and Flourishing Diversity of Cultures and Civilizations // Paper presented at the conference “Eurasianness and National Identities in the Post-Soviet Era”, Seoul, Korea, June 18–19, 2019.

11. Sharansky N. Defending Identity. — Blackstone Audio, Inc., 2018.

Статья поступила 18.04.2019 г.

Интеграционные процессы в Европе поставили на повестку дня проблему формирования новой идентичности — евразийской, которая является основой евразийского объединения, важной составляющей интеграции отдельных стран в единое содружество [10]. Отсутствие политических притязаний вряд ли будет мешать интеграции, а недостаточно сформированная евразийская идентичность будет еще долго оставаться стоп-сигналом на нашем пути к общему осознанию целостности [6].

Базовым положением рассуждений является то, что идентичность — временный, относительный, незавершенный конструкт, который имеет онтологический статус проекта или постулата. Под идентичностью понимают процесс, через который социальный элемент узнает себя и конструирует смыслы, главным образом на основе определенного культурного свойства или совокупности свойств, кроме широкой соотнесенности с другими социальными структурами [1]. Евразийская идентичность, как и национальная идентичность, когда ее прививает государство, — это направленная сверху вниз институционально созданная идентичность, предназначенная способствовать связям солидарности среди разнообразного населения, но вместе с тем это в большей степени проект на будущее, чем реальность нынешнего состояния вещей [8, 5].

Традиционные модели могут быть применены учеными к проекции на человечество, общество, цивилизацию. [3] Таких моделей две — европейская и евразийская. Разница в том, что представители каждой модели по-разному воспринимают основные структурные элементы цивилизационной идентичности: закон, семью, собственность, государство, свободу, религию [7].

На основании методологического наследия конструктивистов евразийскую идентичность можем рассматривать как конструируемый феномен. Из этого следует, что: 1) существуют цели, для достижения которых евразийская идентичность создается; 2) евразийская идентичность предстает как результат реализации евразийской элитой политики идентичности [9].

Для Цитирования:
Лепешев Дмитрий Владимирович, Евразийская цивилизационная идентичность: к определению понятия. Вопросы культурологии. 2019;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: