По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 7.046.3

Эволюция женского образа в иконах Михаила Ковригина

Косполова Наталья Эмильевна ФГБОУ ВО «Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий», Россия, 625039, Тюмень, ул. Харьковская, 54. E-mail: koospol@yandex.ru

В статье доказывается продуктивность применения в теоретических аспектах реставрационных исследований антропологического метода в контексте сравнительного анализа. Прослеживается эволюция женского образа на малоисследованном материале сибирского иконописания XIX в., и вводится в искусствоведческий оборот имя иконописца Михаила Ковригина.

Статья поступила 21.09.2017 г.

Литература:

1. Батракова С. Художник XX века и язык живописи. От Сезанна к Пикассо. [Электронный ресурс.] URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Batr/04.php (дата обращения 01.06.2017).

2. Косполова Н.Э. Новая находка: еще одна икона круга иконописца Ковригина // XVI Словцовские чтения. Материалы XVI Всероссийской научно-практической конференции. Ч. 2. — Тюмень: ТГУ, 2004. — С. 63–64.

3. Косполова Н.Э. Образ как элемент открытой системы в экспозиции «Север-открытый космос» // Ежегодник ТОКМ. Научно-методическое издание. — Тюмень: ТОКМ, 2001. — С. 91–99.

4. Косполова Н.Э. Отличия в характере персонализации объекта на примере работ Джотто, Боттичелли, Рафаэля и Пармиджанино // Вопросы культурологии. — № 7. — 2013. — С. 78–82.

5. Косполова Н.Э. Прием антропологической аналогии в реставрационных исследованиях // Мир науки, культуры, образования. — № 4 (35), август 2012. — С. 7–13.

6. Косполова Н.Э. Принцип троичности в философских учениях с позиции теории открытых систем // Теория и экология разума. Сб. научных трудов. Выпуск 7 / Под ред. Л.Н. Захаровой. — Тюмень: ТНГУ, 1999. — С. 41–42.

7. Косполова Н.Э. Реставрация как коммуникативная система // Межкультурные коммуникации и идеология миротворчества. Сб. статей II Всероссийской научной конференции. — Тюмень: РИЦ ТГАКИиСТ, 2011. — С. 141–146.

8. Косполова Н.Э. Самоорганизация в комплектовании // Словцовские чтения-2002. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. — Тюмень: ТГУ, 2002. — С. 22–23.

9. Монахиня Иулиания (Соколова М.Н.). Труд иконописца. [Электронный ресурс.] URL: http://ikonodel.ru/ob_ikone/2_trud_ikonopisca/14.html (Дата обращения 01.06.2017).

10. Флоренский. П.А. Иконостас. [Электронный ресурс.] URL: http://modernlib.ru/books/florenskiy_pavel/ikonostas/read (Дата обращения 01.06.2017).

11. Шаму Маргарет. Художник и модель в русской художественной культуре XIX века. [Электронный ресурс.] URL: http://sias.ru/upload/2014_3-4_434-447_shamu.pdf (Дата обращения 01.06.2017).

В процессе реставрации ряда икон с изображением Богоматери из частных коллекций и краеведческих музеев Сибири возникла гипотеза не только о необходимости рассмотрения и уточнения стилевого единства работ, приписываемых одному мастеру, но и предположение о постоянном выборе одного прототипа (в случае картины было бы употреблено слово «модель») [7, 11].

Импульс исследованиям придало поступление в апреле 2017 г. реставратору иконописи III категории музея «Царская Пристань» (Тюмень) Н.Э. Косполовой иконы Богоматерь Казанская-малая (17,5 х 14,5 х 2,0).

Благодаря проведенному сравнительному анализу при установлении иконописных аналогов реставрируемого произведения было выделено в одну группу пять произведений, приписываемых иконописцу Михаилу Ковригину: икона Богоматерь Казанская малая (17,5 х 14,5 х 2,0, частная коллекция); икона Богоматерь Тихвинская (~22 х 17 х 1,5, частная коллекция); икона Богоматерь Казанская (~19 х 16 х 1,5, частная коллекция); Богоматерь Троеручица2; (31 х 25,8 х 2,0, Тюменский областной краеведческий музей); Богоматерь Семистрельная (25 х 18 х 1,5, Нижнетавдинский краеведческий музей).

Выбранные иконы относятся к так называемым сибирским краснушкам (название происходит от красно-оранжевых полей этого типа иконописи) [2, 8].

В полной мере исполняя послушание, иконописец не был связан рамками традиционных иконописных школ, географически расположенных далеко от Тюменской вотчины.

Твореные краски не были столь разнообразны в первых сибирских иконописных артелях ввиду дороговизны, на месте изобреталась техника, отвечающая требованиям скорости и сравнительной дешевизны: в письме не использовалось сусальное золото, золото фона символизировал желтый цвет, в крайнем случае, двойник. Заказчик также часто был небогат. Лишенный полноценной возможности цветового звучания в стиле среднерусского иконного письма, сибирский иконописец усиливал монументализм в условиях ограниченного количества красок. Отсюда — лаконизм краснушки, чистота линий, «простота без пестроты», сопровождаемая экстатичностью монументальность и духовная напряженность, восходящая к новгородским и псковским образцам. Это видно по ликам, жестко и мощно очерченным одним молниеносным движением кисти. Лики тюменских краснушек, в частности, кисти Ковригина, тяготеют к сибирскому антропологическому типу: тяжелый подбородок, карие глаза в глубоких глазницах; длинный тонкий нос и крылатые надбровные дуги [2, 5].

Для Цитирования:
Косполова Наталья Эмильевна, Эволюция женского образа в иконах Михаила Ковригина. Вопросы культурологии. 2018;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: