По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 332 DOI:10.33920/sel-04-2110-01

Эволюция земельной долевой собственности в сельском хозяйстве современной России

Полунин Г.А. д-р экон. наук, заведующий отделом, ФГБНУ ФНЦ ВНИИЭСХ, г. Москва, e-mail: polunin.zem@vniiesh.ru
Алакоз В.В. заведующий сектором, ФГБНУ ФНЦ ВНИИЭСХ, г. Москва, e-mail: alakoz.zem@vniiesh.ru

В статье дается краткий анализ содержания и результатов реализации моделей организации сельскохозяйственного производства при реформировании земельных отношений в России на рубеже 80‑х и 90‑х гг. прошлого столетия. Приводятся основные этапы земельной реформы, подтверждаемые законодательными и нормативными правовыми актами государства. Установлено, что земельная долевая собственность в сельском хозяйстве обладает рядом специфических экономических функций: квазисобственности, товара, капитала и имущества. Исследования показали, что выделение земельных долей в натуре и преобразование их в земельные участки выступает условием для реализации производственной функции квазисобственности на земельные доли. По этой причине земельные доли, в том числе невостребованные, не выделенные в земельные участки, не следует относить к категории полноценной частной собственности на землю. При внесении долевой собственности в уставной капитал хозяйствующего субъекта, при отсутствии заключенного договора о передачи прав с правоприемником правообладатель теряет все права на передаваемые земельные доли. Наличие такого договора не гарантирует получение последним каких‑либо выплат за использование такого имущества правоприемником. Лица, вложившие земельные доли в уставной капитал хозяйствующего субъекта, экономически ничего от реформы не выиграли, а лица, преобразовавшие земельные доли в земельный участок, получили земельную собственность, цена которой с начала земельной реформы по настоящее время подорожала в несколько десятков раз.

Литература:

1. Клейнер Г.Б. Ресурсная теория системной организации экономики // Российский журнал менеджмента. — Т. 9. — № 3. — 2011. — С. 3–28.

2. Постановлением съезда народных депутатов РСФСР от 03.12.1990 №397–1 «О программе возрождения российской деревни и развития агропромышленного комплекса».

3. Закон РСФСР «Об изменениях Закона РСФСР „О земельной реформе“». Принят Верховным советом РСФСР от 27.12.1990 №460.

4. Земельный кодекс РСФСР от 25.04.1991 №1103–1 (ст. 9).

5. Указ Президента Российской Федерации от 27.12.1991 №323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР».

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.1991 №86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов».

7. Постановление Правительства Российской Федерации от 04.09.1992 №708 «Положение о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий».

8. Положение о комиссии по приватизации земли и реорганизации колхоза (совхоза). Утверждено приказом Минсельхоза России от 22.01.1992 г.

9. Рекомендации по проведению землеустроительных работ при реорганизации колхозов и совхозов. Утверждены Роскомземом 27.02.1992.

10. Указ Президента Российской Федерации от 27.10.1993 №1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России».

11. Указ Президента Российской Федерации от 07.03.1996 №337 «О реализации конституционных прав граждан на землю».

12. Постановление Правительства Российской Федерации от 26.06.1999 №694 «Об утверждении Федеральной целевой программы «Развитие земельной реформы в Российской Федерации на 1999–2002 годы»

Согласно ресурсной теории в экономике [1] земля как природный ресурс относится к стратегическому производственному ресурсу хозяйствующего на земле субъекта наряду с трудовыми и финансовыми ресурсами. Само название «природный ресурс» свидетельствует о его естественном происхождении, который изменяется под воздействием труда человека.

До 1990‑х гг. все земельные ресурсы сельскохозяйственного назначения России находились в государственной собственности. Хозяйствующий субъект наделялся правом пользования или иным вещным правом на земельные ресурсы. Аграрная реформа положила начало приватизации государственной собственности на землю с целью наделения сельских тружеников собственностью на земельные ресурсы. Приватизация земельных ресурсов сельскохозяйственного назначения началась активно, однако, как показало время, без должной организации данного процесса со стороны региональных и местных органов исполнительной власти многие жители села в силу разных причин не смогли распорядиться своим правом в полном объеме. В результате раздачи крестьянам части земельных ресурсов, на которых они трудились, в частную собственность граждан и юридических лиц сегодня перешло менее половины земельного фонда страны, предназначенного для производства сельскохозяйственной продукции. Для того чтобы понять экономические результаты земельной реформы и совершенствовать пути дальнейшего развития сельскохозяйственного землепользования, обратимся к истории событий и остановимся на отдельных этапах возрождения частной собственности на земельные ресурсы сельскохозяйственного назначения в России.

На рубеже 80‑х — 90‑х гг. прошлого столетия в связи с экономическим крахом социалистической модели хозяйствования, основанной на содержании сельскохозяйственного производства за счет экспортных доходов от продажи нефти и газа и поддержании за счет этого доступных для населения цен на продукты питания, рассматривались три модели организации сельскохозяйственного производства.

Первая модель, отрабатываемая еще в 80‑х гг., основывалась на введении внутрихозяйственного хозрасчета (бригадных подрядах) в совхозах и колхозах и создании земельных фондов для организации с оказанием государством финансовой помощи семейных фермерских хозяйств.

Для Цитирования:
Полунин Г.А., Алакоз В.В., Эволюция земельной долевой собственности в сельском хозяйстве современной России. Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. 2021;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: