По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 346.7 DOI:10.33920/str-01-2112-07

Эволюция законодательства в области соглашений государственно-частного партнерства в Российской Федерации в 2021 году

Е. Ю. Васильева канд. экон. наук, доцент, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, E-mail: elena_vasilyeva_msc@mail.ru

Автор статьи давно занимается исследованиями, касающимися такого механизма финансирования, как соглашения государственно-частного партнерства. На этот раз в центре внимания оказались некоторые нормативно-правовые акты, принятые в 2021 г. Статья содержит краткий обзор нововведений и рассуждения о том, как они могут повлиять на развитие ГЧП в нашей стране и на реализацию строительных проектов, финансируемых через соглашения государственно-частного партнерства.

Литература:

1. Программа Второго Евразийского конгресса [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://congress.eabr.org/.

2. Программа V Форума Центрального федерального округа по ГЧП. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://p3cfo.ru/#programm.

3. Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (в редакции от 22.08.2021).

4. Федеральный закон от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

5. Ткаченко М. В. Законодательные приключения ГЧП: Сезон 2020–2021. Основные цифры и акценты // Материалы Российской недели ГЧП — 2021. — М.: РосИнфра, 2021.

6. Постановление Правительства РФ от 14.07.2021 № 1189 «Об утверждении Правил отбора инфраструктурных проектов, источником финансового обеспечения расходов на реализацию которых являются бюджетные кредиты из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов, и о внесении изменений в Положение о Правительственной комиссии по региональному развитию в РФ».

7. Постановление Правительства РФ от 14.07.2021 № 1190 «Об утверждении Правил предоставления, использования и возврата субъектами РФ бюджетных кредитов, полученных из федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов».

8. Постановление Правительства РФ от 19.10.2020 № 1704 «Об утверждении Правил определения новых инвестиционных проектов, в целях реализации которых средства бюджета субъекта РФ, высвобождаемые в результате снижения объема погашения задолженности субъекта РФ перед РФ по бюджетным кредитам, подлежат направлению на осуществление субъектом РФ бюджетных инвестиций в объекты инфраструктуры».

9. Постановление Правительства РФ от 19.10.2020 № 1705 «Об утверждении Правил списания задолженности субъекта РФ перед РФ по бюджетным кредитам и перечня подлежащих зачислению в федеральный бюджет налоговых доходов от реализации новых инвестиционных проектов, в объеме фактического поступления которых Правительство РФ вправе списать задолженность субъектов РФ по бюджетным кредитам».

10. Доклад ФАС «Внесение изменений в концессионные соглашения, правоприменительная практика. Причины незаключения концессионных соглашений» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://krsk.new.fas.gov.ru/documents/b-n-1fb3b72f-5fcd-4ed2-badc-9bb09879a1e1 (дата обращения: 18.11.2021).

1. Programme of the Second Eurasian congress. Available at: https://congress.eabr.org/.

2. Programme of the V Forum of Central Federal District on PPP. Available at: https://p3cfo.ru/#programm.

3. Federal law of 21.07.2005 No. 115-FZ "About concessionary agreements".

4. Federal law of 13.07.2015 No. 224-FZ "About public-private partnership, municipal and private partnership in the Russian Federation and modification of separate legal acts of the Russian Federation".

5. Tkachenko M. V. Legislative adventures of PPP: Season of 2020–2021. Main figures and accents. Materials of the Russian week of PPP-2021. Moscow, Rosinfra. 2021.

6. The order of the Government of the Russian Federation of 14.07.2021 No. 1189 "On the approval of Rules of selection of infrastructure projects…".

7. The order of the Government of the Russian Federation of 14.07.2021 No. 1190 "On the approval of Rules of granting, use and return by territorial subjects of the Russian Federation of the budget credits obtained from the federal budget on financial provision of implementation of infrastructure projects".

8. The order of the Government of the Russian Federation of 19.10.2020 No. 1704 "On the approval of Rules of determination of new investment projects…".

9. The order of the Government of the Russian Federation of 19.10.2020 No. 1705 "On the approval of Rules of debt relief of the territorial subject of the Russian Federation in front of the Russian Federation on budget credits…".

10. Report of Federal Antimonopoly Service "Modification of concessionary agreements, law-enforcement practice. Reasons of not conclusion of concessionary agreements" Available at: http://krsk.new.fas.gov.ru/documents/b-n-1fb3b72f-5fcd-4ed2-badc-9bb09879a1e1 (accessed: 18.11.2021).

В декабре 2021 г. нас ожидают два знаковых события.

Во-первых, 2 декабря 2021 г. в павильоне № 57 на ВДНХ состоится Второй Евразийский конгресс, организованный Евразийским банком развития при поддержке Правительства Российской Федерации. В этом году участники конгресса обсудят практические вопросы повышения роли бизнеса, институтов развития и государственно-частного партнерства в раскрытии потенциала ЕАЭС+ — углублении производственно-технической кооперации, обмене передовыми технологиями, формировании новых цепочек добавленной стоимости.

Во-вторых, в 21 января 2022 г. в Доме правительства Московской области в Красногорске (мероприятие перенесли, и окончательно назначена точная дата) должен пройти V форум Центрального федерального округа по ГЧП, ранее запланированный на 11 ноября 2021 г., но перенесенный из-за неблагоприятной эпидемиологической ситуации и введения ограничений. Форум традиционно охватывает широкий круг экономических и юридических вопросов, касающихся заключения и реализации договоров государственно-частного партнерства [2].

Интерес участников деловой и научной жизни к такому инструменту, как ГЧП, не случайный. В настоящее время многие экономики мира приходят к необходимости внедрения и развития государственно-частного партнерства. Эта форма сотрудничества позволяет мобилизовать значительные объемы средств для реализации крупных проектов, прежде всего инфраструктурных, в условиях недостатка бюджетных средств. Они, с одной стороны, позволяют добиться результатов в тех сферах, в которых высока ответственность государства перед обществом.

За годы, прошедшие с момента принятия законов № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» и № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации…», уже сложилась определенная схема взаимоотношений между государством и бизнесом. Однако она далека от совершенства, и правовое регулирование в этой области продолжает развиваться.

54 нормативно-правовых акта, касающихся частных инвестиций в инфраструктуру, было принято только с сентября 2020 по сентябрь 2021 г., в том числе: 14 федеральных законов, 21 постановление Правительства РФ, 13 распоряжений Правительства РФ и 6 ведомственных приказов. 14 из вновь принятых документов касается всех форм соглашений по государственно-частному партнерству, 28 относятся к сфере регулирования классических соглашений ГЧП, 12 — к так называемым квази-ГЧП. Квази-ГЧП — самая молодая модель государственно-частного партнерства, которая пока не пользуется большой популярностью, она занимается реализацией таких проектов, как энергосервисные контракты, аренда с инвестиционными обязательствами, инвестиционные соглашения и мн. др. Именно этой группе проектов посвящен ряд новелл, рассмотренных далее.

Для Цитирования:
Е. Ю. Васильева, Эволюция законодательства в области соглашений государственно-частного партнерства в Российской Федерации в 2021 году. Сметно-договорная работа в строительстве. 2021;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: