В декабре 2021 г. нас ожидают два знаковых события.
Во-первых, 2 декабря 2021 г. в павильоне № 57 на ВДНХ состоится Второй Евразийский конгресс, организованный Евразийским банком развития при поддержке Правительства Российской Федерации. В этом году участники конгресса обсудят практические вопросы повышения роли бизнеса, институтов развития и государственно-частного партнерства в раскрытии потенциала ЕАЭС+ — углублении производственно-технической кооперации, обмене передовыми технологиями, формировании новых цепочек добавленной стоимости.
Во-вторых, в 21 января 2022 г. в Доме правительства Московской области в Красногорске (мероприятие перенесли, и окончательно назначена точная дата) должен пройти V форум Центрального федерального округа по ГЧП, ранее запланированный на 11 ноября 2021 г., но перенесенный из-за неблагоприятной эпидемиологической ситуации и введения ограничений. Форум традиционно охватывает широкий круг экономических и юридических вопросов, касающихся заключения и реализации договоров государственно-частного партнерства [2].
Интерес участников деловой и научной жизни к такому инструменту, как ГЧП, не случайный. В настоящее время многие экономики мира приходят к необходимости внедрения и развития государственно-частного партнерства. Эта форма сотрудничества позволяет мобилизовать значительные объемы средств для реализации крупных проектов, прежде всего инфраструктурных, в условиях недостатка бюджетных средств. Они, с одной стороны, позволяют добиться результатов в тех сферах, в которых высока ответственность государства перед обществом.
За годы, прошедшие с момента принятия законов № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» и № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации…», уже сложилась определенная схема взаимоотношений между государством и бизнесом. Однако она далека от совершенства, и правовое регулирование в этой области продолжает развиваться.
54 нормативно-правовых акта, касающихся частных инвестиций в инфраструктуру, было принято только с сентября 2020 по сентябрь 2021 г., в том числе: 14 федеральных законов, 21 постановление Правительства РФ, 13 распоряжений Правительства РФ и 6 ведомственных приказов. 14 из вновь принятых документов касается всех форм соглашений по государственно-частному партнерству, 28 относятся к сфере регулирования классических соглашений ГЧП, 12 — к так называемым квази-ГЧП. Квази-ГЧП — самая молодая модель государственно-частного партнерства, которая пока не пользуется большой популярностью, она занимается реализацией таких проектов, как энергосервисные контракты, аренда с инвестиционными обязательствами, инвестиционные соглашения и мн. др. Именно этой группе проектов посвящен ряд новелл, рассмотренных далее.