* Статья подготовлена при поддержке Благотворительного фонда В. Потанина.
Формирование учреждений высшего образования в России начинается в XVIII в. При создании в 1724 г. в Петербурге Академии наук в ее составе изначально предусматривались образовательные учреждения — гимназия и университет. Университет проработал с 1726 по 1767 г., то есть около 40 лет. Он насчитывал небольшое число слушателей, не имел четкой административной структуры и ряда других атрибутов европейских университетов1 . Учрежденный по указу Императрицы Елизаветы Петровны Московский университет строился на организационной модели европейского университета, хотя и с некоторыми особенностями. Так, в нем отсутствовал богословский или теологический факультет, наличие которого было характерно для университетов Европы. Богословское образование в России осуществлялось в духовных учреждениях. Численность студентов университета была не высокой, вплоть до начала XIX в. ежегодно принималось около 30 человек, хотя по отдельным годам и периодам отмечается существенное отклонение от средней цифры2 . Соответственно немногочисленным был и преподавательский корпус.
Новый этап в развитии высшего образования открыл XIX век. Государство формирует единое образовательное пространство. В 1802 г. создается Министерство просвещения. Страна делится на университетские округа (первоначально их было шесть), научным, учебным и методическим центром округа становился университет. Университеты взаимодействовали с иными учебными заведениями, расположенными на территории округа, в первую очередь, с классическими гимназиями, выпускники которых считались потенциальными студентами. Сеть университетов постепенно расширялась. К 1917 г. в России действовало 12 университетов: Московский, Петроградский, Гельсингфорсский, Юрьевский, Киевский, Харьковский, Одесский, Северо-Кавказский, Казанский, Томский, Саратовский, Пермский. Помимо университетов, открываются институты технического профиля, например, Электротехнический институт в Петербурге, Технологический — в Томске. Продолжает развиваться система военного образования. Университеты и некоторые институты находились в подчинении Министерства просвещения, однако многие специализированные вузы относились к другим ведомствам. Помимо государственных вузов, развивалась, так называемая, вольная высшая школа, т.е. негосударственный сектор. В 1917 г. работало 150 учреждений высшего образования3 .