По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Эволюция с учетом всех рисков

Профессиональная деятельность Вадима Морозова пришлась на один из самых интересных периодов развития отрасли: сначала ему довелось войти в историю в качестве последнего министра путей сообщения России, а потом в течение 10 лет отвечать за работу производственного блока ОАО «РЖД» в должности первого вице-президента компании. Затем он был президентом Московского государственного университета путей сообщения императора Николая II (МИИТ) и продолжал заниматься наукой. В июне ему исполнилось бы 68 лет, но в 2021 году его не стало от последствий COVID-19. Мы публикуем одно из последних его интервью.

— Вадим Николаевич, какие этапы в развитии железных дорог России, по вашему мнению, оказали наибольшее влияние на их специфику и современную конфигурацию?

— Будет правильно начать разговор с события, произошедшего задолго до открытия и начала движения по первой российской железной дороге. Речь идет об учреждении 2 декабря 1809 года манифестом императора Александра I Института Корпуса инженеров путей сообщения в СанктПетербурге. В том же году был учрежден единый государственный орган по управлению всеми путями сообщения Российской империи. Первым руководителем института был назначен крупный инженер-механик, математик, строитель мостов и промышленных комплексов испанец Августин Августинович Бетанкур.

Именно этому человеку суждено было стать в 1819 году директором Главного управления путей сообщения, создателем военно-строительной школы для подготовки офицеров-строителей и школы мастеров. По сути, именно так в нашей стране зарождалось транспортное образование, которое сегодня представлено в системе Министерства транспорта 18 высшими учебными заведениями, из которых девять университетских комплексов непосредственно связаны с подготовкой кадров для железнодорожного транспорта, являясь крупнейшими научно-исследовательскими центрами.

Следующим важным участником развития железных дорог России можно назвать австрийского и чешского инженера, строителя первых железных дорог в Чехии, Австрии и России. В 1834 году Франц Антон фон Герстнер, уже будучи известным инженером и профессором Венского политехнического института, по приглашению начальника штаба Корпуса горных инженеров К.В. Чевкина прибыл в Россию. Он много ездил по России, знакомился с укладом жизни, состоянием дорог, а по возвращении в столицу в начале 1835 года подал записку императору Николаю I, в которой изложил свои соображения о строительстве железных дорог: «…нет такой страны в мире, где железные дороги были бы более выгодны и даже необходимы, чем в России, так как они дают возможность сокращать большие расстояния путем увеличения скорости передвижения».

Для Цитирования:
Эволюция с учетом всех рисков. Железнодорожник. 2022;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: